Каждое третье воскресенье месяца больше полусотни столичных музеев и галерей бесплатно открывают двери для всех посетителей. Мы выбрали интересные выставки, проходящие в музеях и галереях этого списка. Евгений Лансере в Коломенском, кимоно как произведение искусства — в Манеже, Михаил Гробман — в ММСИ и другие выставки, которые можно посетить бесплатно.

Дагестан глазами Евгения Лансере

 Музей-заповедник «Коломенское»

«В первый раз художник посетил Кавказ в 1904 году, во время свадебного путешествия, которое совершил по примеру своих родителей — скульптора Евгения Александровича Лансере и художницы Екатерины Николаевны (урожденной Бенуа). В июле 1912 года, уже известным художником, без пяти минут академиком Императорской академии художеств, он отправился туда выполнять заказ петербургского издательства — иллюстрировать повесть «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого», — рассказывает историк, правнук Евгения Лансере Павел Павлинов. Художник возвращался в Дагестан еще не раз, из каждой поездки вместе с впечатлениями привозя новые работы.

В статье «Несколько слов о моей жизни на Кавказе» (журнал «Творчество», 1936 год) Лансере пишет: «Новизна и захватывающее богатство чисто живописных и этнографических тем вокруг сделали то, что главнейшей моей художественной работой стали этюды с натуры… карандаш в моей руке стал вытесняться кистью». Портреты, пейзажи, сценки, карандашные зарисовки, работы темперой, акварели — Лансере знакомился с людьми, природой, жизнью Кавказа и запечатлевал его таким, каким он был в первой трети прошлого века. 

На выставке в Коломенском — более 600 экспонатов. Часть из них предоставил Махачкалинский музей. Среди них — не только работы Лансере, но и костюмы, ювелирные изделия, ковры, предметы быта.

Преображение кимоно: искусство Итику Куботы

Манеж

В Манеже можно увидеть необычную выставку: там показывают японские кимоно, каждое из которых является произведением искусства. Создатель этих работ — мастер Итику Кубота, получивший известность и признание как автор техники, называемой сегодня в его честь «Итику цудзигахана», в которой и выполнены кимоно. Существовавшая с XVI века японская техника работы с тканью цудзигахана в последние века была забыта, и Кубота, познакомившись с ней в 20 лет, после в течение всей жизни занимался ее возрождением и модернизацией. Художник создал около 100 кимоно — сейчас сохранением целостности коллекции занимается фонд япониста Фаттаха Шодиева. На выставке в Манеже представлены 80 работ. По словам куратора проекта Жаклин Аткинс, выставка в Москве — самая крупная из когда бы то ни было представленных за пределами Японии.

«Каждая работа Куботы — живописное полотно, произведение искусства, — говорит директор Международного фонда Шодиева Ольга Монахова. — Пространство кимоно и его традиционную форму художник использовал как холст, на котором воссоздается особый мир японского пейзажа».

На выставке можно посмотреть документальные фильмы о художнике. 

Михаил Гробман. Гробман: 4 выставки

Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке

«Гробман. 4 выставки» — ретроспектива художника, сейчас живущего в Израиле, а до этого получившего известность как один из главных представителей московского художественного и поэтического авангарда 1960-х. Название отражает суть: экспозиция разбита на четыре части, каждая из которых, по словам организаторов, «рассказывает зрителю свою историю». «Москва, 1960-е» — о временах «московского периода». Он длился около 10 лет, во время которых художник искал свой язык и стиль. В начале 70-х он переехал в Израиль, намереваясь «стать основателем нового еврейского искусства». Тогда помимо работы в традиционных жанрах Гробман выступал и в жанрах, изобретенных им самим. Кроме фотографий, запечатлевших действа, устраиваемые тогда художником и его группой в пустыне, раздел «Левиафан» рассказывает и о неосуществленных акциях и задумках инсталляций. «Картина = символ + концепт» — живопись 1980—90 годов, «Гробман: после искусства» — работы последних лет. Так полно творчество художника в Москве представляется впервые.

А также:

Игорь Шелковский. Постоянство перемен — в Мультимедиа арт музее

Под сенью двуглавых орлов. Военный союз Российской и Австрийской империи 1813-1815 гг. — в Царицыно

Мауриц Корнелис Эшер — в ММСИ на Петровке