Появилась уникальная энциклопедия авангарда, летопись русского искусства начала XX века: Энциклопедия русского авангарда. В свет вышли два тома из запланированных трех.

Кроме икон и яиц Фаберже, русский авангард начала ХХ века (Малевич, Кандинский, их предшественники и последователи) — это наша экспортная гордость. Хотя каких-то три десятилетия назад музеи с ужасом отмахивались от абст­ракций и прочих супремаций. На самом деле и сегодня не все гладко: произведения и фамилии путаются, ходит масса подделок, понять, кто кому и кем приходится, решительно невозможно.

Труд, предпринятый Василием Ракитиным и Андреем Сарабьяновым, дорогого стоит. Как в прямом (столь монументального издания с тысячами иллюстраций мы давно не держали в руках), так и в переносном смысле — это, по сути, летопись всего искусства первой половины ХХ века. Кажетс­я даже, что авторы-составители переусердствовали. Они собрали в двух первых томах не только всех более-менее известных художников и архитекторов-авангардистов, но и их предшественников или идейных соратников. Так, рядом с Малевичем расположился Матисс, есть много поэтов, теоретиков, критиков. А ведь еще предполагается третий том, где будут разобраны все направления и течения.

От статистики перехватывает дыхание: 12 лет работы, 170 искусствоведов писали статьи, 88 музеев дали работы... Это самый богатый виртуальный музей авангарда.

Фото: Светлана Маликова