Вокзалы столицы меняются на глазах. Из транспортных узлов они превращаются еще и в культурные центры. До полного преображения пока далеко, но, безусловно, процесс идет.

Если за город вы ездите на автомобиле, за границу летаете на самолетах, а на ж/д вокзалах бываете раз-два в год, изменения однозначно бросятся вам в глаза. Каждый из девяти московских вокзалов сейчас переживает реконструкцию, которая, по планам РЖД, полностью должна завершиться к 2015 году. Однако на носу Олимпиада, и столица уже в феврале должна предстать перед прибывающими по железной дороге гостями достойно. Поэтому работа кипит: фасады реставрируются, ларьки с привокзальных площадей уже убраны, сами площади обрастают новомодными фонарями, асфальт (где еще остался) меняется на плитку.

По направлению к саду

Самый старый из столичных вокзалов — Ленинградский (изначально Николаевский). Брат-близнец Московского вокзала в Питере, он был построен в 1849 году по проекту Константина Тона, автора храма Христа Спасителя. Известный как создатель державного «русско-византийского» стиля, здание Николаевского вокзала Тон, наоборот, решил в духе италь­янского ренессанса: прекрасные венецианские окна, декоративные колонны, сводчатый вестибюль. Из вестибюля сейчас убрали все палатки, уродовавшие его интерьер. А из большого (неисторического) зала ожидания — бюст Ленина. Теперь зал двухуровневый, по периметру расставлены кадки с деревьями, в ближайших планах также сад на крыше вокзала, восстановление царских покоев и, возможно, возвращение исторического названия Николаевский. К слову, без бюста вокзал все же не остался — только теперь это бюст архитектора Тона, прямо перед входом.

Рояль в кустах

Аналогичный памятник — Федору Шехтелю — теперь встречает пассажиров у входа в здание Ярославского вокзала, спроектированное этим великим зодчим модерна. Огромный сказочный «терем» в неорусском стиле снаружи украшен майоликой из знаменитых абрамцевских мастерских, а изнутри — копиями огромных «северных» панно Константина Коровина (оригиналы с 1960-х хранятся в Третьяковке). Уже почти год на втором этаже зала ожидания звучит живая музыка. По будням с 10.00 до 10.30 и с 11.30 до 12.00, а также по вторникам и четвергам с 15.00 до 15.30 и с 17.30 до 18.00 расчехляется рояль Becker, и пианист Владимир Доленко радует публику популярной мировой классикой и любимыми темами из кинофильмов. Кстати, в противоположном конце зала работает интерактивный тир.

В Царской башне

На Казанском вокзале уже полгода как имеется собственный оркестр. Коллектив создала оперная певица Ольга Леман-Балашова, он базируется в Царской башне вокзала и объединяет музыкантов-виртуозов, исполняющих музыку барокко. Башня, в которой по замыслу архитектора вокзала Алексея Щусева должна была останавливаться царская семья, сейчас представляет собой арт-пространство. Помимо концертного зала, тут работает картинная галерея, проходят выставки, фестивали, вечеринки. Чтобы попасть в башню, вам надо будет пересечь весь главный зал ожидания. Он просторен, чист, полностью освобожден от торговых палаток. По правую руку будет VIP-зал ожидания — туда обязательно стоит заглянуть ради его пышного убранства. Огромные окна, расписной потолок, золото, лепнина, зеркала — неудивительно, что в 2010-м Жан-Поль Готье устроил здесь показ своей коллекции.

Паровозики большие и маленькие

На Рижском вокзале народу немного, зато развлечений предостаточно. В правом крыле расположился Выставочный комплекс ОАО «РЖД». Тут выставлены макеты паровозиков, вагончиков и целых железнодорожных перегонов — с реками и мостами, полями, лесами, вокзалами и аэропортами (кстати, соседняя с залом дверь ведет в магазин «Семафор», где смогут отвести душу любители ж/д моделирования). Но куда более зрелищная экспозиция находится прямо напротив вокзала. На специально огороженных путях выставлены раритеты Музея истории железнодорожной техники: легендарные паровозы «Феликс Дзержинский» и «Серго Орджоникидзе», теплушки, санитарные вагоны, тепловозы и т. д.

В левом крыле вокзала не так давно открылся арт-центр Vauxhall Center. Его название отсылает нас к тем давним временам, когда лондонский пригородный увеселительный парк Воксхолл был «поглощен» британской столицей и дал свое имя железнодорожной станции, которое потом стало нарицательным и трансформировалось в «вокзал». В арт-центре уже прошло несколько любопытных фотовыставок, в том числе на тему Instagram. Да и вообще эту площадку облюбовали фотолюбители. Тут проходят концерты, лекции, мас­тер-классы, а скоро заработает детская школа искусств.

«Вокзал для двоих»

Так будет называться скульптура, которую установят на Павелецком. Уже прошел конкурс и определился победитель. Пока же вокзал больше всего радует появлением инфоцентров — киосков с бесплатными буклетами про Москву на разных языках, а также музеем МЖД. Его главный экспонат — легендарный паровоз У-127. Тут масса и других любопытных вещей: старинных фотографий (на них попадается много неожиданного, например вагон-церковь), станционных фонарей, образцов железнодорожной формы, муляжей кабинета начальника станции, интерьера вагонов I класса. Еще одна новация Павелецкого — коворкинг, или «экспресс-офис»: за 600 р. в день можно получить рабочее место, Wi-Fi, принтер, сканер, телефон — все, кроме ноутбука. Скоро на Павелецком откроют винотеку Wine Express. Одна такая, с прекрасным выбором вин со всего света, уже работает на 2-м этаже Курского вокзала. Вообще смена ресторанных сетей — едва ли не самое заметное вокзальное явление. Киос­ки с шаурмой и жареными пирожками уходят в прошлое, а на смену им приходят «Елки-палки», Il Patio, Costa Coffee, Dunkin Donuts и KFC! То ли еще будет.