Главный проект сезона в Третьяковке посвящен Наталии Гончаровой — великой русской художнице, «амазонке авангарда», автору самых дорогих в мире произведений искусства из числа созданных женщиной.

Родственница и тезка жены Александра Пушкина, эта художница была ровесницей самых драматических событий российской истории. На свет она появилась в 1881 году в семье калужских дворян Гончаровых, тех самых, которые жили на Полотняном Заводе. Артистическую жилку она унаследовала от отца, известного архитектора эпохи модерна. В 1901 году Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (в те годы там училось очень мало женщин). Сначала специализировалась на скульптуре, потом решила обратиться к живописи. Ее педагогом стал Константин Коровин. Тогда же она познакомилась с Михаилом Ларионовым.

Вместе с Ларионовым Гончаровой суждено было стать родоначальницей русского авангарда, искусства не только изобразительного, но и демонстративного — того, что раньше считали эпатажем, а сегодня называют перформансом. Вместе с мужем Гончарова организовывала выставки объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», которые шокировали обывателей крикливыми красками и угловатыми (даже у обнаженных женщин) формами.

Именно с авангардом русским впервые удалось стать самыми актуальными художниками своего времени — как ранее французам с импрессионизмом. Реакция тогда свирепствовала. Даже прославленный Леон Бакст не мог жить в Петербурге из-за черты оседлости, проще было поселиться в Париже. Гончаровой тоже приходилось несладко. Ее персональная выставка, устроенная в 1910 году в Москве, вызвала скандал: полиция усмотрела порнографию в двух полотнах с изображением натурщиц, начался судебный процесс. Картина «Бог», где был написан каменный идол, попала под арест и стоила художнице обвинений в кощунстве — из-за «некоторых натуралистических подробностей». В 1914 году с выставки в Петербурге сняли четыре ее картины с изображением евангелистов — все по той же причине возражения церковной цензуры.

В 1914 году Гончарова взяла заказ, который стал в ее жизни определяющим, хотя на первый взгляд выглядел рядовым. Антрепренер «Русских сезонов» Сергей Дягилев по рекомендации Бенуа попросил ее выполнить декорации к балету «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова. Прежде любимым художником Дягилева был Бакст, но наступало смутное военное время, и изысканные уравновешенные работы знаменитого мирискусника казались немного старомодными. Гончарова внесла резкость и бодрость в «Русские сезоны» — балет стал пользоваться успехом в Париже. Поэтому в 1915 году Дягилев пригласил ее к дальнейшему сотрудничеству, и Гончарова с мужем через Италию и Швейцарию перебралась во Францию, счастливо избегнув, таким образом, революции, Гражданской войны, 1937 года и многих других «прелестей», которые были суждены ее поколению. Вместе с Ларионовым она оформит для Дягилева еще несколько балетов, затем начнет работать для Ballet Russe de Monte-Carlo и труппы Иды Рубинштейн, выставляться на Салонах, создавать модную одежду в «русском стиле». А в 1939 году примет французское гражданство, чтобы избежать юридических проблем.

Гончарова вообще была практичной и предусмотрительной. Ее брак с Ларионовым, многолетним соавтором, распался в 20-е годы. Однако их творческому союзу это не повредило, и уже в 1955 году они даже зарегистрировали отношения во французской мэрии, чтобы не возникало проблем с творческим наследием и авторскими правами. Любопытно, что некоторые свои полотна Гончарова даже п одписывала в молодости как Larionow, из-за чего порой они приписываются ее мужу.

Гончарова умрет в 1962-м, в преклонных годах, в собственной квартире в Париже. Через два года скончается Ларионов. Его вторая жена Александра Томилина в 1989 году благородно передаст наследие обоих мастеров на родину, в Третьяковскую галерею.

Последняя крупная персональная выставка художницы состоялась в 1913 году. Тогда ее искусство еще считалось крикливым и вызывающим. Теперь это безусловная классика. В XXI веке Гончарова стала крайне востребована на аукционах — несколько лет подряд ее полотна ставили мировые рекорды цен на торгах. Последнее достижение датируется 2008 годом, когда картина «Цветы» (1912), принадлежавшая Аполлинеру, ушла за 10,8 млн долларов.

Проект Третьяковской галереи, для которого удалось собрать около 400 произведений, — первая персональная выставка художницы за 100 лет. И она вполне позволяет оценить масштаб ее творчества. Это живопись, эскизы к спектаклям «Русских сезонов», наброски костюмов и тканей, редкие книжные иллюстрации, документы из личных архивов... Кроме «гончаровской» коллекции ГТГ, основанной на даре Томилиной, в экспозиции представлены произведения из 16 отечественных музеев, 10 российских и зарубежных частных собраний. Среди иностранных участников — Центр Жоржа Помпиду, Музей современного искусства Парижа, Музей моды Гальера, Музей Людвига. Работы Гончаровой из этих крупнейших собраний впервые прибудут в Москву. Зрителей ждут открытия — например, в первый раз после 1926 года воссоединятся части полиптиха «Ис-
панки» (1923–1926), одна из которых принадлежит собранию Третьяковской галереи, а четыре другие — музеям Парижа.