Главный проект Московской биеннале, где собрано современное искусство от 72 художников из 40 стран, нужно осматривать минимум три-четыре часа.

Именно так сегодня выглядят биеннале во всем мире. Берется огромное помещение и наполняется искусством со всего света. Большинство объектов и видео зрители на следующий день почти не помнят. Но зато остается ощущение общей грандиозности и мощи современного искусства.

Вот так и в Центральном Манеже: здесь есть и китайская инсталляция (все вещи, которые собирала за свою долгую жизнь мать художника), и бельгийский дирижабль (автор — художник со звучным псевдонимом Панамаренко), и иранские живописные бабочки, распластанные во всю стену крыльях — изображения всякого рода пыток и мучений), и мексиканские повозки, нагруженные разнообразным скарбом (так показана наша жизнь).

Вся выставка — это основной проект биеннале — называется «Больше света». Ее устроила Кетрин де Зегер, директор музея из бельгийского города Гент. Первый этаж занимают медитативные и мерцающие видеоработы (особенно хороша видео инсталляция с поваленным 30-метровым
деревом). На главном манежном этаже — бесконечное число объектов и картин. Все вместе должно не просветить зрителя, а настроить его на новый лад восприятия глобализированного мира.

Сразу рассчитывайте часа на три-четыре осмотра. Ведь здесь мало того, что надо смотреть, еще очень стоит почитать таблички. Только тогда раскроется смысл каждого произведения.

Фото: Светлана Маликова

которые собирала за свою долгую жизнь мать худож-
ника), и бельгийский дирижабль (автор — художник
со звучным псевдонимом Панамаренко), и иранские
живописные бабочки, расплас танные во всю стену крыльях — изображения всякого рода пыток и муче-
ний), и мексиканские повозки, нагруженные разно-
образным скарбом (так показана наша жизнь).