В Третьяковской галерее открывается выставка Иллариона Голицына — потомка княжеского рода, сына репрессированного, одного из лучших мастеров советской линогравюры.

«У офортного станка». 1963. Бумага, линогравюра

Голицыны — фамилия знатная. Этот княжеский род, говорят, был на Руси самым многочисленным. В XIX веке даже шутили, что из десяти человек, прогуливающихся по Невскому проспекту или набережным Петербурга, один обязательно окажется князем Голицыным. Среди членов семьи были и возлюбленный царевны Софьи, и воспитатель Петра Первого, и основатель Первой Градской больницы в Москве, и начальник императорской охоты Николая II, и разнообразные бояре и фельдмаршалы, стольники и канц леры, масоны и пионеры авиации. В ХХ веке семье, конечно, пришлось затянуть пояса. Да и выбор возможных профессий для них сильно подсократился. Илларион Голицын, выставка которого открывается в Третьяковской галерее, избрал ремесло художника. Да и то не уберегся от злоключений.

Линолеумный быт

«Утро у Фаворског о». 1963. Бумага рисовая, линогравюра

Он родился в 1928 году в семье художника-графика Владимира Михайловича Голицына и Елены Петровны, урожденной графини Шереметьевой. Владимир Михайлович, хотя и не заслужил особой славы, но сделать успел многое: создавал «Окна РОСТа» в Туле, работал в мастерской Петра Кончаловского, побывал участником арктической экспедиции на пароходе «Малыгин». В 1920-е он даже получил золотую медаль на Международной выставке в Париже за роспись деревянных изделий. Искусству Илларион учился у своего отца, а затем у знаменитого советского мастера Павла Корина. В 1941 году Голицын-старший был арестован, а два года спустя погиб в лагере. В семье Иллариона сохранились зарисовки тюремной жизни, которые присылал по почте отец.

«Утренняя комната». 1971. Холст, масло

Окончив институт в 1953 году, Голицын женился на дочери советского скульптора-анималиста Ивана Ефимова, автора фонтана «Дельфины» у Северного речного вокзала. И поселился в Новогиреево, в знаменитом «Красном доме» Ефимова и его друга Владимира Фаворского — пожалуй, самого прославленного советского графика. Такое соседство сильно повлияло на молодого художника: хотя он работал и как живописец, и как скульптор, более всего он увлекался гравюрой. Его линогравюры (вырезанные на линолеуме гравюры) предназначены для того, чтобы разглядывать их долго. Но при этом Голицын никогда не мельчил — крупные и сильные контуры, объемы фигур, детали стиля напоминают манеру Фаворского, который, кстати, называл Голицына своим единственным учеником.

«Осенний интерьер». 1974. Холст, масло

Голицын предпочитал изображать повседневную жизнь, бытовые сценки, пейзажи, натюрморты. В 1980-е и 1990-е он стал больше работать в цвете, начав отдавать предпочтение акварели и живописи. Забавный факт: одной из первых работ молодого выпускника стало оформление интерьеров волжских кораблей «Ленин» и «Советский Союз» в бюро судостроительной промышленности.

Голицын и Хрущев

«У окна». 1985. Бумага, черная акварель

В 1960-е Голицына «зацепило» во время нападок Хрущева на интеллигенцию. Напомним: 1 декабря 1962 года генеральный секретарь посетил выставку художников-авангардистов в Манеже. Абстрактное искусство произвело на Хрущева неизгладимое впечатление — он обозвал картины и их создателей нецензурными выражениями, а наутро в «Правде» был опубликован доклад, после которого в СССР началась кампания против формализма и абстракционизма. Потом Хрущев несколько раз собирал в Кремле культурный «цвет» нации — литераторов Евтушенко, Сергея Михалкова, Шолохова, Твардовского, Вознесенского, Аксенова, а также художников — был в их числе и Голицын. Семейная легенда гласит, что когда поэт Вознесенский начал читать там свои стихи, единственным, кто осмелился хлопать ему в молчащем зале, был Илларион. И неистовый Никита Сергеевич вызвал его и начал допрос: «Вы кто такой?» На что мас тер ответил: «Я Голицын». А вождь закричал: «Вы князь!..» Впрочем, в стенограмме того издевательства над Вознесенским записаны другие слова Хрущева: «Вот и Голицына давайте сюда. Мы были знакомы с вашим однофамильцем».

«Знакомая ворона. На клене». Из серии «Знакомая ворона». 1978. Бумага, акварель

Особых последствий та встреча для Голицына не имела, и он благополучно пережил советское время, заслужив множество золотых медалей, дипломов и званий. Его творчество, как говорят критики, является примером «шестидесятничества», «оттепели» в советском искусстве. Он прожил долгую жизнь, умер в результате несчастного случая в 78 лет — его сбила машина. А в «Красном доме» сейчас живет уже пятое поколение художников — потомки Голицына и Ефимова. На камерной выставке к 85-летию со дня рождения художника в Третьяковской галарее собрано около 100 работ, в том числе гравюры, рисунки и акварели из фондов музея, а также из собрания семьи художника.