Каждое третье воскресенье месяца больше полусотни столичных музеев и галерей бесплатно открывают двери для всех посетителей. Мы рассказываем о площадках из этого списка. В этот раз — о Музее-заповеднике Царицыно.

Царицыно — самый большой музей-заповедник в Москве. Сегодня это и архитектурный ансамбль, в зданиях которого расположились в том числе музейные экспозиции, и парк с лугами, рощами и несколькими прудами, в которых живет рыба, утки и лебеди.

История Царицына как усадьбы началась в 1775 году. Тогда Екатерина II впервые посетила эти места и удивилась их красоте. Вскоре Екатерина купила эти земли и переехала туда во временный деревянный дворец. Тогда же началось проектирование постоянной резиденции, им занимался Василий Баженов, а в следующем году — строительство. Но к 1785 году, когда многие постройки уже были закончены, Екатерина II решила, что многое нужно переделать. Предпочтение она отдала проекту Матвея Казакова. императрица издала указ «О разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом по вновь сочиненному архитектором Казаковым плану»: редкий случай в истории архитектуры, когда было разобрано выстроенное и даже покрытое кровлей дворцовое здание. Началось новое строительство, но Екатерине не суждено было увидеть его окончания. Она скончалась в ноябре 1796 года. Новый император Павел I съездил в Царицыно и повелел строительство там не продолжать. Неотделанный дворец так и стоял без дела. Через несколько лет его уже называли «мрачной развалиной» или «руиной».

В XIX веке здания Царицына продолжали ветшать и разрушаться. Николай I открыл тут лечебницу, но она просуществовала лишь несколько лет. Потом из Царицына решили сделать дачную местность, как раз рядом заработала железнодорожная станция. К концу века Царицыно стало одной из главных подмосковных дачных местностей. Тем временем дворцовые постройки продолжали разрушаться, а корпуса, отданные под дачи, перестраивались так, что от первоначального замысла почти ничего не оставалось.

После революции в 1927 году в Царицыно открыли Историко-художественный и краеведческий музей, а через три года его переименовали в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района, а в 1937-м вовсе закрыли. В Хлебном доме, где сейчас проходят выставки, появились стхийные коммуналки, существовавшие до 70-х годов. Другие здания разрушались, перестраивались. Перед Великой Отечественной войной закрыли царицынскую церковь.

Новая эпоха в истории Царицыно началась, когда в 1960 году оно вошло в границы Москвы. Тогда некоторые строения были взяты под охрану как памятники. Через некоторое время зашла речь о реконструкции, но эти планы были реализованы только через десятилетия. Реставрацию начали в середине 80-х. В 1996 году в восстановленном Малом дворце прошли первые выставки, а в оперном доме — первые концерты. В 2005-м Царицынский комплекс стал городской собственностью, и реставрация пошла быстрее. Восстановили не только здания. Расчистили заросли и пруды, реконструировали плотины и лодочные станции. В 2007 году работы закончились.

Сейчас Царицыно — и парк, и музей. Тут проходят концерты классической музыки и джаза. Летом работает светомузыкальный фонтан (самый большой в Европе). В оранжереях можно увидеть, как растут травы, цветы, деревья, от кардамона или имбиря до лавра и ананаса.

В музее работает постоянная экспозиция и проходят выставки. Сейчас, например, открыта выставка «Большой бал» — о культуре бала в России. Экспозиция рассказывает, какими были меню и костюмы, как проходили сборы, приготовления и сами действа. Особый раздел посвящен тому, как в ХХ веке бал воплощался на подмостках сцены Большого театра — тут, например, можно увидеть эскизы костюмов и декораций, театральные костюмы Максимовой, Преображенской и Гельцер, в том числе платье, созданное Пьером Карденом для Плисецкой.