Артем Голенков
2 июля 2013

Интервью: новый директор Музея Москвы

Новый директор Музея Москвы Алина Сапрыкина рассказала «ВД» о том, как снос автомойки превратится в перформанс, о ночных кинопоказах во дворе и зачем музею вкусный буфет и красивые сувениры.

Комплекс Провиантских складов долгое время оставался белым пятном на карте Москвы. Громоздкие каменные сундуки, оконца непропорционально маленькие, что внутри — не разглядеть. Два года назад ларчик открылся, сюда переехал Музей Москвы, однако горожане по привычке обходили его стороной, считая, что там объект режимный. Теперь здесь начнется новая жизнь.

Алина Сапрыкина, новый директор Музея Москвы

Алина Сапрыкина: «Музей переехал на эту площадку как на брошенный объект, после вывода отсюда гаражей Генштаба. То есть до музея здание пережило две метаморфозы: здесь были склады, а потом гаражи. С постройки в 1835 году до наших времен «склады» дошли внешне в хорошем состоянии, а внутри помещения были изменены очень серьезно. Был встроен пандус для заезда автомашин и сделаны дополнительные этажи. Сейчас для нас самое важное — обследование здания и проект реставрации».

В 2011 году музей заработал в комплексе Провиантские мазазины на Зубовском бульваре, это постройка 1835 года

В коллекции музея Москвы более миллиона экспонатов, однако почти 999 тысяч спрятано в запасниках. Нехватка пространств — общее место для любой крупной музейной коллекции. По мнению Алины Сапрыкиной, реальный выход — доставать и показывать все эти ценности частями.
Совсем недавно в одном из корпусов Провиантских складов открылся кинотеатр — это совместный проект музея и Центра документального кино. Сейчас, пожалуй, это единственное место в городе, где регулярно показывают документальные фильмы, хронику и короткометражки. Теперь Алина Сапрыкина мечтает о публичной библиотеке.

А.С.: «У нас есть редкие книги XVII века, то, что собирал Петр Сытин, один из первых директоров музея в 20–30-е годы. Кстати, Сытин был автором ранних путеводителей по Москве, являлся сторонником возврата улицам прежних названий, и он как историк архитектуры делал роскошные выставки на эту тему. Так что своя библиотека — оцифрованная и общедоступная — очень большое событие для Москвы. Кроме этого, конечно, хотелось бы здесь создать удобную инфраструктуру — и кафе, и детский клуб. Вот мы уже построили во дворе общественную площадку для мероприятий, концертов, кинопоказов».

Площадка, открытая во дворе музея, будет работать до конца летнего сезона

Летний сезон в Провиантских складах начался бодрым и многообещающим событием. За две недели, проведенных в новой должности, Сапрыкина собрала команду художников, дизайнеров, просто интеллектуалов и запустила фестиваль «Счастливый 13-й», посвященный Москве 1913 года. В течение пяти дней во дворе музея можно было кататься на старых роликах, велосипедах, учиться каллиграфическому письму, подписывать старинные открытки и рассылать их по всему миру, участвовать в постановках, слушать лекции и смотреть под ночным небом старое кино. Многие из этих полезных и приятных занятий останутся доступны для горожан до конца лета. Например, продолжат свою работу лекторий и синематограф.

Из музейных залов искусство должно выйти на улицы в виде перформансов

А.С.: «Ко Дню города в музейном дворе поставят эксперимент. В центре двора есть мойка. Ее построили военные, когда здесь был гараж генштаба, они мыли здесь машины. Мойку мы будем сносить. Но прежде хотелось бы из этого сделать проект. Сейчас к нам ходят граффитисты, саундпродюсеры, они хотят записать момент сноса в звуке. В общем, мойку мы несколько раз раскрасим, проведем там вечеринки с диджеями, снимем видео, запишем звук, потом склеим это в какое-то произведение. Мы даже думаем раздавать кирпичи жителям на память. К следующему
лету на месте мойки будет фестиваль ландшафтного дизайна. В дальнейшем хочется сделать здесь газон, а зимой — детский каток».

До Музея Москвы у Алины Сапрыкиной уже был опыт создания креативного кластера. Из унылой промтерритории завода «Манометр» ей и ее команде удалось создать ArtPlay, место для нескончаемой богемной тусовки.

А.С.: «Для нас важен набор тонких деталей, которые невозможно описать: например, как выглядит надпись «касса», как выглядит скамейка, вкусный ли буфет, хорошие ли книги, можно ли подарок купить, можно ли прийти с ребенком. Вот когда они складываются, нельзя сказать, что это стопроцентный рецепт успеха места, но это обязательное условие, без этого можно создать только проект-однодневку».

Отзывы о «Интервью: новый директор Музея Москвы»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

до 4 фев | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, скульптура до 4 фев

До абсурда и жути жизнерадостный поп-арт из Японии.

Выбор редакции

до 14 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, графика до 14 янв

Московский дебют главных художников Австрии.

до 18 фев | Еврейский музей и Центр толерантности, графика, живопись, фотография до 18 фев

Большая ретроспектива дизайнера-авангардиста.

Выбор редакции

24 ноя — 25 фев 2018 | Рабочий и колхозница, графика, живопись, фотография 24 ноя — 25 фев 2018

Казимир Малевич для масс: все ипостаси иконы авангарда.

до 31 янв | ArtPlay, мультимедиа до 31 янв

Проект, посвященный творчеству одного из мастеров Северного Возрождения.

до 14 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, историческая до 14 янв

Рассказ о еврейском сообществе в первые годы после революции.

От пионера абстрактной скульптуры Бранкузи до безумного японского поп-арта.

до 30 янв | Фонд In Artibus, графика, живопись, историческая до 30 янв

Первый показ богатейшей частной коллекции авангарда.

до 22 дек | Наши художники, графика, живопись до 22 дек

Африканские мотивы от участника «Мира искусства».

Выбор редакции

до 21 янв | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись до 21 янв

Экспрессивная живопись безумного классика-маргинала.

до 10 дек | Галерея на Солянке, мультимедиа, интерактивная программа до 10 дек

Интерактивный аттракцион к 85-летию дома моды.

Лишенный секса Эгон Шиле, ласковый дождь вместо водопада радиации и другие способы пощадить чувства посетителей выставок.