В «Гараже» показывают ретроспективу крупнейшего чешского режиссера и художника Яна Шванкмайера. В экспозиции — скульптуры-фетиши и коллажи с изображением фантастических существ, «рисунки-медиумы» и поэмы, которые читаются прикосновениями. 

Ян Шванкмайр — крупнейший чешский режиссер, сценограф, художник. Прежде всего его знают по его фильмам. В них играют как люди, так и обычные предметы или придуманные Шванкмайером механизмы. Шванкмайер — последователь сюрреализма. Человека и мир вокруг он исследует, используя подсознательные образы. На выставке в «Гараже» можно посмотреть его фильмы, увидеть коллажи, изображающие фантастических, придуманных самим художником существ, и скульптуры-фетиши из камня и костей, перьев и веток. На открытии выставки Ян Шванкмайер провел экскурсию, рассказав подробнее о некоторых экспонатах. Для тех, кто не попал на открытие, приводим рассказы художника.

  • «Мои работы основаны на воображении. У них всегда несколько уровней, несколько смыслов. И мое свободное творчество всегда очень тесно связано с фильмами. Собственно, мои фильмы и творчество вне фильмов— это сообщающиеся сосуды». 

  • «В 1972 году у меня появилась идея сделать некую энциклопедию альтернативного мира. Я купил старые словари Майера и Брокгауза, тогда я нашел их за пару крон в букинистическом магазине, и начал вырезать и переклеивать картинки из них. Кроме зоологии и ботаники там была антропология, машины, архитектура. Таких коллажей получилось несколько сотен. Через два года я понял, что это работа на всю жизнь — так что этот проект до сих пор не доделан. А из десяти таких работ я сделал гравюры, которые вы можете тут видеть.

Думаю, чтобы эта мистификация стала реальностью, всю эту энциклопедию нужно напечатать. Она должна выйти настоящей книгой — но в 70-е годы это было нереально. Потом я подумал, что к каждому этому существу нужен словесный комментарий, как в настоящем словаре или энциклопедии. В общем, одному человеку с этим не справится. Поэтому тексты я написал только к некоторым из этих животных».

  • «Это рисунки, которые я называю рисунками медиумов. Они возникли при особом вдохновении. Мы с моей женой Эвой (она была художницей и поэтом, умерла семь лет назад) в 90-е годы познакомились со спиритистами. Спиритизм возник где-то в XIX веке, распространился по всей Европе. По сути, это секта, которая при помощи медиумов осуществляла коммуникацию с загробным миром. Коммунисты это осуждали, но они продолжали свое дело в подполье, подобно тому как это делали и сюрреалисты. В Чехии было три очага такого спиритизма. Я познакомился со спиритистами из Северной Моравии. Во главе у них был 90-летний господин. С этими спиритистами были не только обычные медиумы, которые осуществляли диалог с мертвыми, но и те, кто рисовал. В Чехии было особенно много медиумов этого типа. У меня, возможно, одна из самых больших коллекций таких рисунков медиумов — по крайней мере, в Чехии. Мы с Эвой начали рисовать такие рисунки, как это делали медиумы. В общем, это автоматический рисунок, как его называют сюрреалисты. Это особенный вид творчества. Это отличается от обычной живописи или рисунка тем, что обычно, когда рисуешь или пишешь, надо сосредоточиться, а здесь, наоборот, нужно полностью расслабиться. Вы садитесь перед чистым листом без каких-либо идей и планов. Вы вообще не знаете, что вы будете делать. Начинаете в левом углу сверху... И в какой-то момент, рисуя, вы обнаруживаете, что не владеете своей рукой. Вы не даете ей никаких команд, рука идет сама, и вы ощущаете то, что чувствовали медиумы, говорящие, что их руку ведет некая душа из загробного мира. Это вроде того, что вы переживаете, когда, например, говорите по телефону, и при этом рисуете какие-то каракули, и только договорив, замечаете, что нечто нарисовали. В процессе начинает появляться некий орнамент. Но это не декоративный орнамент. По сути, это запись «ритма» вашей души. Попробуйте!»

  • «Мой последний эксперимент. Я беру либо обычный предмет, который никак не переделываю, либо составляю некий объект из частей и деталей, и кладу их в минеральный источник. Это горячий подземный минеральный источник. В Карловых Варах, кстати, так делают сувениры. Через некоторое время — это совсем недолго, не больше трех недель — предмет покрывается камнем из минеральных солей источника. Возникают некие окаменелости. Раз в год я езжу туда, заранее собирая предметы, которые погружу в источник. Это взаимодействие с природой. Вы не можете сказать: я сам — творец этого объекта. Ты это делаешь вместе с природой как с партнером».