Выставка «Коллекция археолога» Гриши Брускина с бронзовыми скульптурами, три года проведшими в тосканской земле, открылась в кинотеатре «Ударник».

Поднявшись по лестнице в кинозал «Ударника», оказываешься в почти в полной темноте. Когда глаза привыкают к мраку, становится понятно, что часть мест на балконе заняты экранами со сменяющимся изображением, а внизу, там, где должен быть партер, подсвеченные небольшими лампами, группами лежат скульптуры.

Проект «Коллекция археолога» художник Гриша Брускин делал несколько лет. Отлив из бронзы героев самой известной своей работы, «Фундаментального лексикона», и эмблемы советской цивилизации — ордена и медали, перебинтованного бойца и полевого врача, пограничника и собаку, «невесту» и «бюрократа», пионера и пионерку — всего 33 объекта, Брускин на три года закопал их в землю в Тоскане. В Италии — чтобы, по словам художника, похоронить «осколки третьего Рима», СССР, там же, где покоятся останки первой и второй империй. Воздух, земля, вода и время раскрасили бронзу патиной, нанеся на каждую фигуру неповторимый рисунок.

На экранах — документация процесса, от литья металла до раскопок, совершаемых итальянскими рабочими. В партере — кажущиеся в темноте под ярким светом почти белыми скульптуры, уложенные рядами. Так что напоминают они скорее не археологические раскопки, а братскую усыпальницу, тем более что каждая утоплена в земле (по словам художника, не тосканской, а уже местной). Сам Брускин сравнивает свою работу с занятием энтомолога, коллекционирующего бабочек и со своеобразным путешествием на машине времени.

Как бы то ни было, надо отметить, что именно в зале «Ударника» этот проект выглядит интересно. В привычной темноте кинозала экраны с фрагментами фильма оказываются на местах зрительских кресел, а освещенные белым фигуры привлекают внимание не к вертикали экрана, как обычно, а к полу партера. Вскоре кинотеатр планируют закрыть на реконструкцию, чтобы сделать там музей современного искусства, а пока можно взглянуть на его интерьеры еще раз и слегка по-новому.