В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка, посвященная одной из главных пар в истории мирового кино — Лив Ульман и Ингмару Бергману.

Основу выставки составляют фотографии из собраний норвежской национальной библиотеки и норвежского киноинститута. Кроме того, предусмотрена программа кинопоказов: четыре художественных, один телевизионный и два документальных фильма. «Ваш Досуг» рассмотрел фотографии и кадры из фильмов с выставки.

«Персона»

Бергман признавался, что влюбился в Ульман на съемках этого фильма (1966). Это был их первый совместный проект, а для Лив и международный дебют, принесший ей мировую славу. Бергман и Ульман прожили вместе 5 лет, родили дочь (ставшую успешной писательницей) и сделали 12 фильмов. Берг­ман признавался, что в их творческом союзе Ульман была «Страдивариусом».

«Лицом к лицу»

Фильм 1976 года, в нем Ульман играет преуспевающего психиатра, которая сама сходит с ума. Этот мрачный, тягучий, очень бергмановский фильм сам режиссер считал одной из главных своих неудач. В книге воспоминаний «Латерна магика» он писал: «Лив Ульман боролась как львица. Но даже она не смогла спасти кульминацию. Сквозь тонкую ткань скалилась художественная бесплодность».

«Кристин, дочь Лавранса»

Один из семи фильмов, сделанных Ульман-режиссером. Снят в 1995 году по одноименной исторической трилогии, написанной Сигрид Унсет (писательница получила за нее Нобелевскую премию). Книгу, кстати, очень любила Марина Цветаева, считавшая: «Это лучшее, что написано о женской доле. Перед ней «Анна Каренина» — эпизод».

«Осенняя соната»

В этой ленте 1978 года Бергман снял еще одну великую артистку, свою однофамилицу Ингрид Берг­ман. Для нее это была последняя работа в кино: в начале съемок у актрисы диагностировали рак, от которого она через несколько лет умерла. Известно, что, прочитав сценарий, Бергман была в шоке. «Осенняя соната» рассказывает об эгоцентричной пианистке, которая практически бросает своих дочерей ради карьеры. Бергман пережила нечто подобное: ради того чтобы быть с Роберто Росселлини, знаменитым итальянским режиссером, она в свое время бросила мужа
и дочь.

«Ан-Магритт»

А это Ульман без Бергмана. Фильм (1969) снял известный норвежский режиссер Арне Скоуэн. Картина повествует о тяжелой доле рабочих медных шахт, Ульман сыграла здесь возчицу руды, девушку сильную и гордую. Есть мнение, что это лучшая роль актрисы в норвежском кино.

Лив Ульман в режиссерском кресле

Благодаря работе с Бергманом Лив Ульман получила мировую известность, снималась в Голливуде, блистала на сценах Нью-Йорка и Лондона, выпустила тепло встреченные читателями мемуары «Изменения». Она до сих пор играет в кино и ставит как режиссер. Последний из ее проектов – экранизация «Мисс Жюли» Стриндберга: в фильме, сценарий к которому написала сама Ульман, должны сняться Джессика Честейн и Колин Фаррелл.

«Страсть»

Фильм 1969 года, главные роли в котором сыграли любимые актеры Бергмана: Лив Ульман, Биби Андерссон, Макс фон Сюдов и Эрланд Юзефсон. Режиссер снимал его после разрыва с Ульман, на острове Форё, где они жили вместе. «Страсть» — это своего рода вариация «Стыда», — писал Бергман. — Фильм раскрывает то, что я, собственно говоря, хотел отобразить в «Стыде» — скрыто проявляющееся насилие. В сущности, одна и та же история, но более правдоподобная».