В «Манеже» показывают созданную при участии московских волонтеров инсталляцию «Скрещенья» — десять белых платьев, оплетенных нитями, будто заштриховавшими пространство вокруг.

Когда в конце марта «Манеж» объявил о наборе волонтеров для участия в создании инсталляции художницы Сиоты Тихару, среди московских любителей искусства это вызвало волнение. У этой публикации на стене «Манежа» на Facebook почти три сотни «лайков» и столько же перепостов, такого внимания чаще удостаиваются призывы подписать какую-нибудь социально значимую петицию, чем предложение поучаствовать в создании арт-проекта. Для инсталляции «Скрещенья» Тихару нужно было оплести зал на третьем этаже «Манежа» и десять больших белых платьев в нем километрами черных шерстяных нитей. Сама художница, японка по происхождению, сейчас перебравшаяся в Берлин, в Москву не приезжала и руководила волонтерами удаленно. Сначала предполагалось, что участников work-in-progress (работы шли и после официального открытия проекта) будет 40. Но в итоге в его создании приняли участие около 80 человек — по словам работников «Манежа», уже в первый день после объявления они получили пять сотен заявок.

Сиота Тихару, учившаяся у и Ребекки Хорн, начинала как живописец, но потом перешла к инсталляции и перформансу. С переплетениями нитей, перерезающими и одновременно создающими пространство, опутывающими предметы, она начала работать в 1992-м. Один из первых проектов —  «Возвращение к сознанию», показанный публике в 1996-м. Тогда нитями была затянута комната, в центре которой размещалась ампула с кровью художницы. Потом нити возникали в работах художницы неоднократно. Они занимали пространство между больничными кроватями в проекте «Во время сна», нитями Тихару «привязывала» себя к земле и траве во время безымянного перформанса 2001 года, они соединяли оставшиеся без хозяев ботинки и туфли (600 штук) с верхним этажом берлинского здания («Следы жизни, 2008»). В одной из самых известных ее работ, «В тишине», нитями оплетено полусгоревшее и замолчавшее пианино и пустой зал — эта работа, кстати, вошла в основной проект Третьей Московской биеннале современного искусства в 2009-м.

Длинные белые платья-рубахи Тихару, вызывающие ассоциации то ли с саваном, то ли с одеждой для сна, то ли с подвенечным нарядом, оплетенные нитями, показывали на дебютной Киевской биеннале Arsenale 2012. Сейчас десять таких платьев, соединенные полотнами-шлейфами, «пойманы» в переплетение черной шерсти, затянувшей площадку на верхнем этаже «Манежа».

Поднявшиеся сюда снизу посетители обычно затихают: приглушенный свет и переплетения черных нитей в первый момент производят мрачноватое впечатление. Но, похоже, целью художницы было не напугать зрителя, а заставить приглядеться к перекрещению нитей как к сети карандашных штрихов на бумаге, этакому рисованию 3D. «Зимой, когда я гуляю по парку и смотрю на деревья, мне кажется, что они похожи на мои работы», — говорит Сиота. Инсталляция в «Манеже» больше напоминает заросли засохшего, сбросящего листья плюща, затянувшего коридоры и зал старого замка, как будто заснувшего. «То, что остается, — это тишина. Чем больше я об этом думаю, тем сильнее это чувство. Пианино больше не издает звуков, художник больше не пишет картин, музыкант больше не играет музыку. Они теряют функцию, но не красоту — они становятся еще красивее», — говорит художница.