Наталья Пыхова
9 апреля 2013

«Рамы» Олега Кулика в галерее «Риджина»

Первая за почти десять лет выставка Олега Кулика открылась на Винзаводе в галерее «Риджина». Художник размышляет о границах и рамах, вспоминая активизм, «Черный квадрат» и древние храмы.

В понедельник, 8 апреля, в галерее «Риджина» на Винзаводе было не протолкнуться. Свою выставку открывал Олег Кулик. В последние годы один из самых известных московских художников занимался кураторскими проектами, делал «пространственные литургии» («медитации на сакральные темы» искусства), показывал видео, фотографии из путешествий (кстати, его снимки из Тибета вместе с фотографиями Кирилла Серебренникова можно посмотреть на открытой сейчас в арт-центре «Ветошный» выставке буддийского искусства «Сокровища Гималаев»), а больших проектов не было с 2004-го. Новый проект, который до 16 июня 2013 года будет показывать «Риджина», называется «Рамы». В нем пять работ.

Первая из них — две большие деревянные рамы вдоль стен на входе в зал — образуют зеркальную комнату: проходя между ними, оказываешься между двух бесконечных коридоров отражений, снаружи же вставленные в рамы стекла прозрачны, и «портретом» становится тот, кто рассматривает коридор изнутри. По словам художника, эти рамы для него вырезал из дерева мастер в буддийском монастыре недалеко от Лхасы. Рамы, резьба на которых изображает огонь, призваны очищать пространство внутри себя, но сам Кулик признается, что чувствует себя между этих двух «огней» неуютно.

В зале галереи — уже настоящий огонь. Десятки лампадок из разноцветного стекла со свечами внутри образуют раму для темного силуэта, в котором узнается замахнувшийся с поднятой рукой, как для броска, активист. Напротив — еще один объект, «нарисованный» рамой. Деревянные фигурки кукол — разноцветные платья и «головы», да, это отсыл к Pussy Riot, подтверждает Кулик — пестрая рама, пустота внутри — силуэт Богородицы с православных икон.

Между ними — будто бы «Черный квадрат» Малевича, в раме настолько яркой, что она кажется световой проекцией на стену полутемного зала галереи. Малевич, по словам Олега Кулика, пустоту квадрата подчеркнул яркостью белого обрамления.

Все вместе выходит будто крест, с еще одной работой сверху, на потолке. Выглядящая пространственной абстракцией композиция на самом деле, по словам автора — проекция купола подземной церкви Каппадокии. «Убрав» росписи купола, он оставил лишь их обрамление, рамы: сияющими окружностями стали ниши купола и нимбы святых.

Четыре стороны света: на севере — освещенный рамой квадрат Малевича, напротив, на юге — бесконечный коридор между тибетских рам, оказывающийся, стоит выйти из зеркальной комнаты, пустотой. Запад — Pussy Riot, восток — горящие лампады, «окружившие» активиста. Чтобы обратить на него внимание, момент нужно не только поймать, но и обрамить, и границы тут важны так же, как содержание.

Отзывы о ««Рамы» Олега Кулика в галерее «Риджина»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

15 апр. — 14 июл. | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика, живопись, фотография 15 апр. — 14 июл.

Одна из самых важных выставок 2019 года.

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

От живописи Бэкона и Фрейда до ретроспективы Репина.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая

8 мар. — 26 мая | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, современное искусство 8 мар. — 26 мая

Умные и яркие работы концептуалиста и борца с расизмом.

Биеннале за разнообразие: аргентинские демоны соседствуют с северокорейскими парадами.

6 мар. — 12 мая | Мультимедиа Арт Музей, видео, фотография 6 мар. — 12 мая

Фотореконструкция счастливой Америки 1950-х.

28 мар. — 28 июл. | Новая Третьяковка, живопись 28 мар. — 28 июл.

Главные работы с 1980-х до 2018 года.