Наталья Пыхова
9 апреля 2013

«Рамы» Олега Кулика в галерее «Риджина»

Первая за почти десять лет выставка Олега Кулика открылась на Винзаводе в галерее «Риджина». Художник размышляет о границах и рамах, вспоминая активизм, «Черный квадрат» и древние храмы.

В понедельник, 8 апреля, в галерее «Риджина» на Винзаводе было не протолкнуться. Свою выставку открывал Олег Кулик. В последние годы один из самых известных московских художников занимался кураторскими проектами, делал «пространственные литургии» («медитации на сакральные темы» искусства), показывал видео, фотографии из путешествий (кстати, его снимки из Тибета вместе с фотографиями Кирилла Серебренникова можно посмотреть на открытой сейчас в арт-центре «Ветошный» выставке буддийского искусства «Сокровища Гималаев»), а больших проектов не было с 2004-го. Новый проект, который до 16 июня 2013 года будет показывать «Риджина», называется «Рамы». В нем пять работ.

Первая из них — две большие деревянные рамы вдоль стен на входе в зал — образуют зеркальную комнату: проходя между ними, оказываешься между двух бесконечных коридоров отражений, снаружи же вставленные в рамы стекла прозрачны, и «портретом» становится тот, кто рассматривает коридор изнутри. По словам художника, эти рамы для него вырезал из дерева мастер в буддийском монастыре недалеко от Лхасы. Рамы, резьба на которых изображает огонь, призваны очищать пространство внутри себя, но сам Кулик признается, что чувствует себя между этих двух «огней» неуютно.

В зале галереи — уже настоящий огонь. Десятки лампадок из разноцветного стекла со свечами внутри образуют раму для темного силуэта, в котором узнается замахнувшийся с поднятой рукой, как для броска, активист. Напротив — еще один объект, «нарисованный» рамой. Деревянные фигурки кукол — разноцветные платья и «головы», да, это отсыл к Pussy Riot, подтверждает Кулик — пестрая рама, пустота внутри — силуэт Богородицы с православных икон.

Между ними — будто бы «Черный квадрат» Малевича, в раме настолько яркой, что она кажется световой проекцией на стену полутемного зала галереи. Малевич, по словам Олега Кулика, пустоту квадрата подчеркнул яркостью белого обрамления.

Все вместе выходит будто крест, с еще одной работой сверху, на потолке. Выглядящая пространственной абстракцией композиция на самом деле, по словам автора — проекция купола подземной церкви Каппадокии. «Убрав» росписи купола, он оставил лишь их обрамление, рамы: сияющими окружностями стали ниши купола и нимбы святых.

Четыре стороны света: на севере — освещенный рамой квадрат Малевича, напротив, на юге — бесконечный коридор между тибетских рам, оказывающийся, стоит выйти из зеркальной комнаты, пустотой. Запад — Pussy Riot, восток — горящие лампады, «окружившие» активиста. Чтобы обратить на него внимание, момент нужно не только поймать, но и обрамить, и границы тут важны так же, как содержание.

Отзывы о ««Рамы» Олега Кулика в галерее «Риджина»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

3 окт — 20 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, живопись 3 окт — 20 янв

Выбор редакции

25 сен — 13 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, декоративно-прикладное искусство, дизайн, живопись 25 сен — 13 янв

Рассказ о харизматичной покровительнице авангардистов.

Выбор редакции

19 сен — 20 янв | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сен — 20 янв

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

29 сен — 3 фев | Музей современного искусства «Гараж», инсталляция 29 сен — 3 фев

Первая в России выставка остроумного бельгийского концептуалиста.

Выбор редакции

27 ноя — 3 мар | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, скульптура, фотография 27 ноя — 3 мар

Ретроспектива скульптора-кубиста.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Новая Третьяковка, инсталляция, современное искусство 7 сен — 13 янв

Выбор редакции

6 окт — 17 фев | Третьяковская галерея в Лаврушинском, живопись 6 окт — 17 фев

Пейзажи, магию которых не переплюнут никакие цифровые технологии.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Успенская звонница Московского Кремля, Патриаршие палаты, декоративно-прикладное искусство 7 сен — 13 янв

Роскошные во всех смыслах изделия итальянского ювелирного дома.

4 окт — 27 янв | Музей русского импрессионизма, графика, живопись 4 окт — 27 янв

Как появился русский футуризм.

14 сен — 27 янв | Институт русского реалистического искусства, живопись 14 сен — 27 янв

Идеальные советские пейзажи.

18 окт — 13 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, фотография 18 окт — 13 янв

Снимки цехов завода ЗИЛ от Саши Генциса.

Как баронесса Эттинген, жадные торговцы и друзья помогали художникам прославиться.