В подземном арт-пространстве Планетария открылась выставка «Небосклон». Пятьдесят с лишним работ двух десятков художников – размышления о небесном, земном, космическом и их взаимодействии.

Выставка начинается еще на пути к девятому, самому нижнему уровню Планетария. Огромные световые проекции-круги художника Северина Инфантэ, из которых видно облака и синее небо, на стенах темного тоннеля, ведущего в, как гордо сообщается на входе, новое арт-пространство Москвы, выглядят совершенно космически. Скрытое за светящимися синим дверями арт-пространство — подземный лабиринт, судя по разметке, тут предполагалась парковка. Получилась же выставочная площадка, не самая простая для реализации проектов, но интересная. «Небосклон» — уже третья выставка тут и, пожалуй, она вписывается в подземелья Планетария органичнее всего. Тут нет привычной для посетителя галерей современного искусства, не отвлекающей от созерцания, пустоты «белого куба»: темный пол исчерчен линиями и знаками, невысокий темный же потолок – балками и техническими коммуникациями. Работы – большинство из них не готовились специально для этой выставки и этого пространства, а были созданы раньше, в основном в 2000-е, — пришлось вписывать в горизонтали стен и перегородок. По словам куратора проекта Александра Петровичева, работать от этого было даже интересней.

Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова

Горизонтально, в ряд расположенная серия работ Константина Батынкова выглядит будто бы увеличенной раскадровкой собравшего почти два миллиона просмотров видео на YouTube записи падения челябинского метеорита, случившегося месяц с небольшим назад — но картины были сделаны раньше. Вообще вся выставка, хоть и готовилась в сжатые сроки, была задумана до наделавшего шуму происшествия 15 февраля. Несмотря на это, расположенная в глубинах Планетария, она выглядит ответом на это событие, чего не отрицают сами организаторы, «Крокин галерея». «Его полет, стремительный спуск по небосклону (…) подтверждает реальную близость космоса, его настойчивое вторжение в нашу реальность, превращая размышления о величественном в естественное обсуждение реальных новостей повседневного», — замечает в описании выставки искусствовед Виталий Пацюков.

Сергей Шутов

«Небо далеко, небо рядом». В серии работ Юрия Авакумова «Игарка» звезды, складывающиеся на фотографиях на фоне небес в созвездия, сверкают стразами сваровски, большими и поменьше. Четыре работы (опять — горизонталь): огромные фотоснимки, ради которых художник облетел Игарку на вертолете, посвящение бумажному архитектору Ивану Леонидову. В 1930-х Леонидов собирался строить тут город, но его проекты остались на бумаге. Территория же Игарки с проникновением цивилизации обрела плачевный вид, что и иллюстрируют кадры Авакумова — все же показывающего над завалами из досок «небо в алмазах», созвездия, видные с земли, если смотреть в четыре разные стороны света.

Леонид Тишков

Напротив переливающихся в непрерывном движении «Космических цветов» Сергея Шутова и радужных небесных проекций Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой — инсталляции Татьяны Баданиной «Генераторы радуги». Художница рассказывает, что идеей было создать эффект настоящей радуги в интерьере, добиться разложения света на цвета спектра. Сделать это удалось, соединив знания оптики и запчасти от списанных приборов, используемых в космической промышленности. Результат — мини-радуги в стеклянных капсулах, одна похожа на северное сияние, другая — на раскрытый цветок лотоса, третья — на неопознанные летающие объекты.

«Частная луна» Леонида Тишкова — в центре выставки в прямом и переносном смысле. Большому светящемуся месяцу отведена отдельная комната – дети фотографируются на железной койке рядом с ним, и правда, немного напоминает заставку «Спокойной ночи, малыши!». Этот месяц плавал с художником на плотах и на лодках, фотографировался на свалках и бункерах, побывал на Украине, в Австрии, даже на Шпицбергене — о путешествии луны можно посмотреть фильм.

Работа Владимира Наседкина «Преломление пространства» на первый взгляд не отсылает ни к теме неба, ни земли. На самом деле, то и другое неверно: Владимир, путешествуя, заранее изучает ландшафт местности, куда собирается отправиться, с помощью онлайн-сервиса Goole Earth — он показывает снимки из космоса со спутника. Потом, уже прибыв на «рассмотренную» с небес землю, он делает работы, используя в том числе ту самую землю или песок.

Владимир Наседкин

Работа Платона Инфантэ (брата Северина и сына Франциско, тоже участвующих в выставке) сделана в жанре маппинг-арт, когда изображение проецируется на поверхности, создавая 3D-эффект. Эту работу художник сделал специально к выставке в этом пространстве — в том числе и потому, что, по его словам, с детства любит Планетарий. В инсталляции шар, как будто заключенный в полый куб, становится то блестящим, то матовым, на его поверхности можно то различить очертания материков, то — зеркальные квадраты, как на зеркальном шаре для дискотек. Появляющийся рядом небольшой шарик кажется Луной, путешествующей вокруг Земли, или, может быть, другим спутником, вращающимся вокруг нашей — или какой-то иной — планеты. Соединение искусства и технологий, в некотором роде — примирение физиков и лириков, как и, впрочем, вся выставка. «Над нами Планетарий, под нами — Москва», — отметил на открытии Михаил Крокин. Ну да, небо далеко, небо рядом. До него восемь этажей и купол или стекло капсулы, за которой радуга.