Софья Пономарева
11 марта 2013

Иван III в Кремле

 

В Кремле открывается выставка, посвященная Ивану III, который правил Московским княжеством в XV веке. После него из русских государей только Петр I и Екатерина II заслужили прозвание Великих. Но об Иване мы знаем намного меньше. «ВД» решил восстановить справедливость и напомнить, чем знаменит Иван III.

Великий князь Иван III Васильевич первым принял прозвание царь (впрочем, ненадолго), окончательно свергнул татаро-монгольское иго, а также превратил Москву в столицу огромного государства. Любопытной была и его жизнь вне политики.

Жена

Когда в 1453 году турки взяли Константинополь, он же Второй Рим, и истребили род византийских императоров, в живых осталась только малолетняя принцесса, которую звали Зоя. Она бежала в Италию, где ее приютил и вырастил Папа Римский. После того как Иван III овдовел и стал искать новую жену, хитроумные итальянцы решили выдать за него багрянородную Зою. Тем более что они успели ее перекрестить в католичество — и надеялись, что она и русского мужа вместе со всей страной в римскую веру перетянет. Брак состоялся, но планы итальянцев провалились. Зоя немедленно вернулась в православие, приняла имя Софья, да вдобавок привезла на новую родину родовой герб своей семьи Палеолог — двуглавого орла. Мы им пользуемся до сих пор, хотя прошло полтысячи лет. Кстати, эстафету «Москва — Третий Рим» мы переняли тоже благодаря ей.

Московский Кремль

Каждый глава государства украшает свою столицу как может. Кто-то ставит высотки, кто-то — статуи работы Церетели. Иван III воздвиг красные кремлевские стены и белокаменные соборы. Все то, без чего невозможно представить сейчас Москву. Для их постройки он пригласил итальянских архитекторов, благо связи были налажены. Успенский собор, например, спроектировал Аристотель Фьораванти из Болоньи. Строить что-то по собственному ренессансному вкусу ему не дали – отправили изучать древнерусскую архитектуру на примере владимирских соборов. Оттого кремлевские соборы совершенно не кажутся «иностранными».

А вот с кремлевскими стенами намного сложнее. Кремль построен в точности по образцу миланской крепости (если не считать высоких башен, добавленных в XVIII веке). Зубцы у миланского Кастелло Сфорцеско и московского Кремля — в виде ласточкиных хвостов. Это значит, что владелец замка — за итальянскую политическую партию гиббелинов, против Папы. Сделали бы зубцы прямоугольными — это бы символизировало, что хозяин — за гвельфов и сторонник Папы. Молодцы архитекторы, не стали компрометировать православного Ивана III.

Библиотека Ивана Грозного

Легендарное собрание книг хранилось в Константинополе со времен античности. Говорят, там можно было найти чуть ли не всех классиков, считающихся утраченным­и, даже еще одну поэму Гомера. Имя Ивана Грозного библиотека носит незаслуженно — внук Ивана III, он просто был последним ее владельцем. Иначе говоря, библиотека названа в честь человека, который ее потерял. А вот приобрел ее именно Иван III — когда женился на византийской царевне Софье Палеолог, в приданое которой она якобы входила. Библиотеку до сих пор ищут — в холме под Пашковым домом (рядом с метро «Боровицкая»); в оврагах Коломенского, в Александрове и даже в Вологде. Не найдут, видимо, никогда — слишком часто Москва горела.

Шапка Мономаха

Самая знаменитая и исконная русская корона. Та, что «тяжела», когда правитель жалуется на бремя власти. По легенде она попала на Русь из Византии, когда предок Ивана III великий князь Всеволод Ярославич предвосхитил поступок своего потомка, тоже женившись на византийской принцессе из династии Мономахов. Их сын Владимир получил прозвище Мономах, а драгоценная шапка осела в казне, став важным государственным символом. Но это все сказк­и. На самом деле, если проанализировать дизайн головного убора, никаким Константинополем тут и не пахнет. Узоры — явно из ювелирных мастерских хана Золотой Орды. Ученые считают, что некий татарский владыка прислал шапку в подарок московскому князю примерно в XIV веке. А при чем тут Иван III? Видимо, лет сто спустя после подарка он придумал гениальный пиар-ход, чтобы подкрепить новый девиз «Москва — Третий Рим».

Корсунский крест

Как и шапка Мономаха — еще один пример передергивания фактов с целью возвеличить государство. Вы же не думаете, что политтехнологии появились недавно? Корсунский крест, который покажут на выставке, по легенде был привезен из Херсонеса (Корсуни) князем Владимиром Святым аж в 988 году, когда он принимал там крещение, победил в битве византийцев и женился на византийской принцессе. Но, как доказывают ученые с документами на руках, скорее всего, этот крест тоже привезла в своем приданом Софья Палеолог. 

Отзывы о «Иван III в Кремле»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

25 апр — 16 сен | Московский музей современного искусства на Петровке, инсталляция, скульптура 25 апр — 16 сен

Выставка как спектакль длиной в пять месяцев.

Выбор редакции

28 мар — 22 июл | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись 28 мар — 22 июл

Да Винчи, Рембрандт и другие старые мастера.

Выбор редакции

17 апр — 25 июл | Патриаршие палаты, декоративно-прикладное искусство 17 апр — 25 июл

Утонченный быт средневековья.

Выбор редакции

6 мар — 15 июл | Новая Третьяковка, графика, живопись 6 мар — 15 июл

Большая выставка актуального классика.

Выбор редакции

18 мая — 24 июн | Мультимедиа Арт Музей, фотография 18 мая — 24 июн

Эффектные портреты диких животных.

17 мая — 19 авг | Новая Третьяковка, видео, графика, скульптура 17 мая — 19 авг

Ретроспектива скульптура Вадима Космачева.

23 мая — 25 июн | Altmans Gallery, графика 23 мая — 25 июн

30 ярких литографий испанского абстракциониста Хоана Миро.

Выбор редакции

2 июн — 2 сен | ЦДХ, графика, мультимедиа 2 июн — 2 сен

Около сотни работ главного уличного художника планеты.

8 июн — 19 авг | Музей современного искусства «Гараж», видео, фотография 8 июн — 19 авг

Работы провокатора с чувством юмора Юргена Теллера о футболе, себе, семье.

22 мая — 22 июл | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, видео, графика, фотография 22 мая — 22 июл

Проект к 80-летию Людмилы Петрушевской.

31 мая — 19 сен | Музей русского импрессионизма, живопись 31 мая — 19 сен

Ранние живописные опыты русских авангардистов.

5 июн — 5 авг | ГМИИ им. А. С. Пушкина, инсталляция, мультимедиа 5 июн — 5 авг

Мультимедийные интерпретации античной скульптуры и маньеризма.