Накануне праздника «ВД» решил изучить классическую женскую красоту. Наш обозреватель прошлась по лучшим московским музеям и выбрала восемь самых прекрасных женских портретов.

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Чей: Джулио Романо
Кто: Форнарина
Год создания: Первая треть XVI в.

Форнарина — возлюбленная Рафаэля, одна из легендарных красавиц итальянского Возрождения. Рафаэль не только посвятил ей множество полотен, но и придавал ее черты своим Мадоннам. Весьма пикантный факт — Форнарина была куртизанкой. Красотка не хранила своему гениальному обожателю верность — изменяла с его же юными учениками. В Пушкинском музее хранится портрет обнаженной дамы кисти Джулио Романо, одного из рафаэлевских учеников. Говорят, он изображает именно Форнарину. Может, так оно и есть. Любопытно, что в целомудренное Новое время даме кто-то пририсовал поверх обнаженного тела голубое платье, чтобы не смущать публику. И только в ХХ веке картину расчистили.


Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Чей: Владимир Боровиковский
Кто: Мария Лопухина
Год создания: 1797

Эта прелестная девушка — сестра Федора Толстого-Американца, того самого, который «в Камчатку сослан был, вернулся алеутом, и крепко на руку нечист». Авантюрный граф — дуэлянт, бретер, донжуан — стал прототипом не только грибоедовского персонажа, но и героев Пушкина, Льва Толстого и Тургенева. В общем, запомнился всем. А вот Марии не повезло — через шесть лет после написания этого портрета, в 24-летнем возрасте, она скончалась от чахотки. Но «красоту ее Боровиковский спас», как написал восхищенный поэт Яков Полонский спустя почти сто лет после создания картины.


Где: Музей Пушкина на Пречистенке
Чей: Иван Макаров
Кто: Наталья Гончарова
Год создания: 1849

На этом портрете она уже не Гончарова, и даже не Пушкина, а Ланская. Портрет был написан для ее второго мужа, генерала Петра Ланского. К 1849 году самой прекрасной женщине николаевской эпохи было 37 лет, она родила шестерых детей. Но ее красота все так же ослепляет. Страшно представить, какой же она была в восемнадцать. Кстати, тот же художник написал и портрет ее дочери Марии Александровны Гартунг. Чтобы его увидеть, надо перейти улицу и зайти в Музей Льва Толстого напротив. Дело в том, что внешний облик Гартунг был позаимствован Толстым при создании образа Анны Карениной. Мария явно унаследовала красоту матери.


Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. на Волхонке
Чей: Жан Ренуар
Кто: Жанна Самари
Год создания: 1877

Жизнерадостная француженка, изображенная на картине, — популярная актриса-хохотушка. Лучше всего ей удавалось амплуа субретки — например, роли хитрых служанок в пьесах Мольера. Жанна была музой Ренуара в течение нескольких лет. Однако серьезных отношений между ними так и не сложилось — в итоге актриса вышла замуж за сына биржевого брокера. Портрет Жанны Самари — одна из главных визитных карточек коллекции импрессионистов Пушкинского музея. А вот когда он впервые предстал перед публикой в 1877 году, этот новаторский портрет восприняли в штыки: розовый фон, который так отлично передает солнечный характер Жанны, обзывали «диким». А руки, написанные крупными мазками, — «будто покрытыми чешуей».


Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. на Волхонке
Чей: Анри Тулуз-Лотрек
Кто: Иветт Гильбер
Год создания: 1894

Карлик-аристократ Тулуз-Лотрек в высшем свете чувствовал себя неуютно. Куда комфортнее ему было среди парижской богемы. Танцовщицы «Мулен Руж», девки из монмартрских кабаре, любители абсента — его излюбленная компания, модели большинства его работ. Певичка Иветт Гильбер – как раз из этой публики. Тулуз-Лотрек обожал эту девицу с «профилем озорного лебедя-шутника» и ходил за ней по пятам. Вертлявая и тощая дочь старьевщика и шляпницы, вышедшая из самых низов, сделала блестящую карьеру — пела на лучших сценах мира, заработала приличное состояние, написала несколько популярных книг. В шестьдесят лет она стала кавалером Ордена Почетного легиона и прожила после этого еще двадцать лет.


Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Чей: Михаил Врубель
Кто: Царевна-Лебедь
Год создания: 1900

На первый взгляд — волшебное существо из сказки. На самом деле — жена художника Врубеля. Ее звали Надежда Забела, и она была знаменитой певицей-сопрано. На этом портрете украинская красавица с темными глазами изображена в роли Царевны-лебедь из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Это же лицо смотрит на нас со множества произведений Врубеля — от «Демона» до «Богоматери». Ее жизнь с гениальным художником оказалась не очень счастливой — единственный сын умер двухлетним, а потом сошел с ума и умер сам Врубель. Но «Царевна-лебедь» была написана, когда они были женаты всего четыре года — и грядущих бед ничего не предвещало.


Где: Мультимедиа Арт музей и музей Маяковского
Чей: Александр Родченко
Кто: Лиля Брик
Год создания: 1924

Этот плакат издательства «Ленгиз» для рекламщиков ХХ и даже XXI века — практически «Мона Лиза», идеал и совершенство. Изображенная женщина — легендарная Лиля Брик, многолетняя возлюбленная и вдохновительница Владимира Маяковского. Эта «муза русского авангарда» носила полупрозрачные платья, снималась в новаторских немых фильмах, гоняла по Москве на «форде», сводила с ума не только Маяковского, но и Фернана Леже, Асафа Мессерера, Юрия Тынянова, Льва Кулешова. Дожила Лиля до 86 лет, сменив нескольких мужей.


Где: Третьяковская галерея на Крымском валу
Чей: Александр Дейнека
Кто: Мать
Год создания: 1932

Дейнека — классик советской живописи. Но в его картине 1932 года нет ничего, что напоминало бы о социалистическом реализме или коммунистической идеологии. Это просто красивая женщина с ребенком на свежем воздухе, под ласковым солнечным светом. Впрочем, эту красавицу все равно стали называть «идеальным типом советской труженицы». Кстати, знаете ли вы, что в 1918 году Дейнека работал фотографом в Угрозыске? В 1960-х он стал вице-президентом Академии художеств. Любопытные были карьеры у русских художников в ХХ веке.