Уникальная выставка исламского искусства открывается в Пушкинском музее. Именно такого проекта не хватало Москве — и зрелищного, и просветительского.

Интерес к культуре исламского мира сегодня велик как никогда. Самые посещаемые выставки в главных музеях мира в 2012 году были как раз о мусульманских шедеврах. Понятно, что таким образом сглаживаются конфликты, изменяются стереотипы. Сквозь грохот непонимания и ненависти на языке искусства пытаются рассказать о красоте, мудрости, любви к человеку и Богу.

У выставки, созданной Фондом Марджани, сложное название — «99 имен Всевышнего». Именно столько заветных имен Аллаха, изложенных в Коране и Сунне, перечисляют мусульмане в молитвах. Но это еще и количество предметов, доставленных в Отдел личных коллекций ГМИИ. 99 шедевров мирового уровня.

Перед походом на эту роскошную выставку есть смысл заглянуть в Музей Востока. Там в общих чертах показаны история и культура стран Ближнего и Дальнего Востока, Кавказа, Азии с древнейших времен и до XX века. Правда, по старой традиции «исламский» период особенно не выделяется. Коллекция Фонда построена принципиально по-другому – в ней только произведения мусульманского мира начиная с VII века. Три раздела выставки представляют основные этапы распространения вероучения: от рождения ислама до монгольского нашествия, затем время Чингисидов, далее постмонгольский период.

Как известно, появление арабской письменности мусульманская средневековая традиция рассматривала как акт божественной воли. Написанное слово получило значение талисмана. Поэтому среди экспонатов особое место занимают рукописные произведения. Это, например, уникальный лист из древнего Корана эпохи Аббасидов (конец IX века); строка из колоссального (220 х 155 см) Корана, переписанного рукой царевича Байсункура, внука Тамерлана.

Гордостью коллекции являются сирийская стеклянная чаша X века, декорированная золотой фольгой; известная всему миру бокка (XIII–XIV веков), головной убор замужней монгольской женщины, обшитый жемчугом и украшенный золотым и серебряным амулетами; молитвенный ковер (XVI века), на котором в шахских мастерских Ирана были вытканы 99 имен Аллаха.