Каких открытий и потрясений мы ждем от наступившего года? Обозреватели «ВД» составили свой список ожиданий-2013.


 
Джошуа Белл, Валерий Гергиев

Американский национальный молодежный оркестр 16 июля, БЗК
Американский скрипач Джошуа Белл прославился рискованным трюком: он заиграл в час пик в переходе нью-йоркского метро, подставив прохожим шляпу. Собрал гроши, и отношение среднего американца к искусству мгновенно стало горячей новостью. Но, честно говоря, в мире еще много «не средних». Им и предназначен концерт 16 июля в Большом зале Московской консерватории. Отчаянный Белл впервые выступит вместе с Валерием Гергиевым и Американским национальным молодежным оркестром.
 

Биеннале современного искусства

20 сентября — 20 октября
Уже известен куратор самого престижного арт-смотра: среди шести кандидатур Министерство культуры выбрало Катрин де Зегер, которая уже устраивала Биеннале в Сиднее. Госпожа де Зегер известна своей любовью к рисунку и к феминизму. Для Москвы, где женщин-художниц можно пересчитать по пальцам, такой крен в принципе нормален. Другое дело — популярность Биеннале. Чем дальше, тем больше эта затея превращается в «праздник для своих». Выставки становятся умнее, но теряют эффектность и зрительскую аудиторию. Не в последнюю очередь это происходило из-за отдаленности или странных площадок (типа залов ЦУМа), избираемых для экспозиций. На этот раз главный проект разместится в Центральном Манеже.

Бликса Баргельд

23 марта, «А2»
Участник легендарных основателей мирового индастриала Einsturzende Neubauten и лучший друг и соратник Ника Кейва прибывает к нам со своим сольным проектом. Вдохновенный авангардист и упертый традиционалист, саунд-хулиган и рок-пуританин: московских меломанов ждет пир настоящей музыки, о которой большинство слушателей узнает лишь лет через пять. Главный вегетарианец (как это ни странно) Европы покажет нам, кроме всего прочего, вещи с нового альбома, который писал почти десять лет.
 

Открытие «Гоголь-центра»

2–3 февраля
Ремонт, в ходе которого под слоем штукатурки обнаружили своды дореволюционного депо, а под накладными потолками — лепнину, превратил запущенное здание Театра Гоголя в стильное пространство. «Гоголь-центр» откроется представлением «00.00» — придумывая название, Кирилл Серебренников отталкивался от нулевого отсчета времени, а потом вдруг вспомнил, что ОООО — один из псевдонимов Гоголя. В спектакле примут участие артисты «Седьмой студии», музыканты «Саундрамы», танцоры из костромской труппы «Диалог-данс» и 15 артистов труппы бывшего Театра Гоголя. В качестве участника называют также звезду фильмов Леоса Каракса актера Дени Лавана.

Depeche Mode

22 июня, стадион «Локомотив»
Самая любимая нашими ценителями блаженных 80-х группа из Туманного Бэзилдона возвращается в Москву после пяти лет молчания. Бывший квартет, а ныне трио выпускает новый альбом, название которого держится в тайне, и отправляется в мировое турне, по ходу заезжая и в нашу столицу. Дейв Гаан со товарищи в прекрасной творческой форме. Просочившиеся во Всемирную паутину новые песни просто великолепны. Но и старые, без которых нельзя представить рок нашего мира, прозвучат обязательно. Little Fifteen форева!

   

Открытие Музея Зверева

Начало апреля
есть едва ли не в каждой интеллигентной московской семье с историей. Его выставки всегда наводняли толпы, а картины перепродавались с фантастической накруткой. В то же время в Третьяковке висела только одна работа Зверева. Так что открытие музея — дело нужное. Тем более что открывает его не государство, а частные инвесторы (точнее, один — Наталья Опалева, спонсировавшая проект «Зверев в огне»). Это почти гарантия качества — для себя коллекционеры плохо не делают. В особняке в переулках Тверской не будет постоянной экспозиции: выставки будут сменяться, благо наследия Зверева хватит надолго.

Marina and the Diamonds

12 апреля,  Arena Moscow
Британка греческого происхождения Марина Ламбрини Диамандис, покорившая мир как Marina and the Diamonds, своим мощным чувственным вокалом, шармом и искренностью возвращает слушателя в 60-е — те времена, когда боготворили корневой дельта-блюз, ценили доводящий до исступления драйв и не верили в синтезаторы. Последний альбом певицы Electra Heart стал лучшим в родной Англии и еще дюжине стран. Marina and the Diamonds — это образец новой музыки с человеческим лицом. Берегись, Мадонна! У нас — впервые.

«Оскар» и «Королевство полной луны» Уэса Андерсона

До 10 января я спал урывками, на правах главной приятной интриги года ожидая объявления номинантов на «Оскар» и представляя, как режиссер Уэс Андерсон раз за разом вздрагивает в церемониальном зале, слыша что-нибудь вроде: «Лучший фильм — «Королевство полной луны»! А также: «Лучшая мужская (и женская) роль — «Королевство полной луны»! И непременно: «Лучшая мужская роль второго плана (ну же, пронзительный !) — «Королевство полной луны»! Продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию. Увы, теперь мне спится поспокойнее и сидится поровнее. Согласно короткому списку финалистов, на обвал «Оскаров» напрашивается номинированный в 12 категориях спилберговский «Линкольн» — нуднейший, на мой взгляд, байопик, который не спасает даже великий Дэниел Дей Льюис. У гениального «Королевства» между тем всего одна номинация — за лучший оригинальный сценарий, и если Андерсон останется без статуэтки, справедливости в мире нету точно.

«Сон в летнюю ночь». В рамках фестиваля «Золотая маска»

31 марта – 1 апреля, МАМТ
Один влюбленный превратился в осла, другой зарекся общаться с эльфами, пары едва не поменяли партнеров. Этот сериальный сюжет лишь часть балета «Сон в летнюю ночь» Мендельсона в хореографии Джорджа Баланчина, и его дважды покажет в Москве Мариинский театр в рамках фес-тиваля «Золотая маска». Знаменитому «Маршу новобрачных» можно подпевать.

«100 лет «Весне священной» Стравинского – 100 лет новому искусству»

27 марта — 21 апреля, Большой театр
Большой театр разразится фестивалем знаменитого авангардного балета. Приедут самые авторитетные в мире труппы с собственными версиями шедевра Игоря Стравинского. Среди гвоздей программы — «Весна...» в хореографии Вацлава Нижинского от Финского национального балета с повернутыми вовнутрь стопами и репликами языческой Руси и «Весна священная» в хореографии Бежара от Балета Бежара из Лозанны, где главной темой стал основной инстинкт.

Ларс фон Триер «Нимфоманка»

13 мая
Ларс, как и всякий нормальный человек, любит, чтобы каждое его новое детище вызывало скандал. С «Антихристом» все получилось на славу. «Меланхолию» каннские критики имели неосторожность мягко похвалить, и пришлось поднимать дополнительный шорох: поделился на пресс-конференции своим чисто человеческим сочувствием к Гитлеру. С новой картиной, есть основания полагать, прибегать к пиару необходимости не будет. Пережив депрессию и спродюсировав «порно для женщин» «Констанция», фон Триер намерен копать в том же направлении. Тема новой картины — жизненный путь 50-летней героини, одержимой сексом. Участники событий сообщают, что все будет обстоятельно и откровенно. К преданным сподвижникам датчанина Шарлотте Генсбур, Уиллему Дефо и Стеллану Скарсгарду добавились бесстрашные голливудские деятели Шайя Ла Беф, Джейми Белл, Ума Турман, Конни Нильсен и Кристиан Слейтер. Что-то будет.

XI Фестиваль им. А.П. Чехова

19 мая – 14 июля
От одного взгляда на афишу Одиннадцатого Международного театрального фестиваля имени Чехова могут потечь слюнки: два спектакля полюбившегося Москве семейства Чаплиных, «Спящая красавица» Мэттью Боурна, «Синдром Орфея», поставленный «саундрамщиком» Владимиром Панковым в Швейцарии, звезда Авиньона-2010 — «Процесс» Кафки в постановке немца Андреаса Кригенбурга, а еще постановки Жозефа Наджа, Иржи Килиана, Матса Эка. В общем, выбирать будет сложно. А чтобы добить нас окончательно, приедет Робер Лепаж со спектаклем «Карты 1: Пики». Обычной сцене Лепаж на сей раз предпочел цирк, открыв потрясающие возможности арены и создав целый каскад аттракционов. Впрочем, тема у его шоу совсем не шуточная, ведь дело происходит в Америке в 2003-м — накануне ввода войск в Ирак. Для читателей «ВД» откроем тайну: билеты уже в продаже.