Под конец года Пушкинский музей решил нас побаловать великими итальянцами. Во-первых, неделю назад открылась выставка графики из запасников ГМИИ. Итальянцев на ней выставили за четыре века, от Витторе Карпаччо до Ренато Гуттузо. Вдобавок на нее из Турина привезли научный кодекс Леонардо да Винчи «О полете птиц» (выставку можно посмотреть до 27 января).

Ну и в довершение — порция великолепной живописи. 10 картин мастера эпохи Возрождения прибыли к нам из Марке, итальянской области с такими славными в истории городами, как Пезаро, Урбино и Лорето.

Лоренцо Лотто не так знаменит, как его современники Рафаэль и Микеланджело. Он родился в Венеции, в громких скандалах замечен не был, дожил почти до восьмидесяти лет. Произведения Лотто гармоничны, красивы и безмятежны. Он очень много путешествовал и очень много писал, не оставив, впрочем, шедевров, достойных попасть в романы Дэна Брауна, хотя и стал одним из основных мастеров Ренессанса.

В провинциальную область Марке, откуда к нам привезли выставку, художник заглядывал, как правило, ради церковных заказов. Ему поручали писать алтарные композиции и молельные образы. Кроме религиозных картин, из каррарской Академии в Бергамо привезли портрет Лучины Брембати — имя этой дворянки было расшифровано в ХХ веке благодаря ребусу на картине.

Кроме того, нам показывают последнюю работу Лоренцо Лотто — «Принесение во Храм». Эта картина, изображающая младенца Иисуса с родителями, обычно хранится в сокровищнице Дома Богородицы в Лорето. Кстати, этот «святой дом» является одной из величайших святынь католицизма. Вы спросите, как обиталище Девы Марии, чья нога в жизни не ступала за пределы Иудеи, оказалось в Италии? Очень просто — его собственноручно перенесли по воздуху ангелы, чтобы хижина не досталась сарацинам. Следов старинного домика в Лорето вы сейчас, конечно, не найдете — над ним возвышается роскошная мраморная церковь, один из центров европейского паломничества. Лотто любил это место: в старости, одряхлев и совсем потеряв голос, он вернулся в Лорето, где принял монашеский постриг. Там он написал свою последнюю картину «Принесение во Храм» и с душой, исполненной спокойствия, мирно скончался. Человек он, говорят, был добрый и счастливый — и, глядя на его бесценные картины, этому вполне веришь.