В Инженерном корпусе открылась выставка работ из Тверской галереи. Москвичи получили редкую возможность увидеть идиллических крестьян Венецианова и Сороки.

В Тверской губернии, такой близкой к Москве, всегда жили зажиточные помещики и работали весьма профессиональные художники. Поэтому областной музей, основанный еще в 1866 году,  обладает богатымсобранием. Обиталище у него тоже роскошное — путевой дворец Екатерины II, построенный Никитиным и перестроенный Росси. Из-за этого дворца выставка в Третьяковке и состоялась: на несколько лет барочное здание закрыли на реконструкцию. Поэтому Тверь расщедрилась и вывезла на гастроли лучшие свои картины, которые постоянную экспозицию не покидают никогда.

Обычно на выставках проекта «Золотая карта России», в рамках которого в Лаврушинском переулке принимают провинциальные музеи, можно увидеть все главные шедевры их собрания, от Петра I до авангарда. Ощущение поэтому иногда оказывается эклектичным.

В этот раз такого не произошло, поскольку Тверь решила ограничиться достаточно узким и цельным куском истории искусства — началом XIX века. Благо, картин этого периода у них весьма много. Ведь именно в Тверской губернии, в деревне Сафонково жил Венецианов, причем не только рисовал сам, но и руководил художественной школой.

Именно Венецианов и его ученики Тыранов, Сорока, Зарянко и т.п. — и есть первое, ради чего стоит идти на эту выставку. Идиллические крестьяне, с соломенными волосами и васильковыми глазами, безоблачное небо, идеальная жизнь... Тут есть новая картина Григория Сороки — талантливого крепостного, покончившего с собой от безысходности. Полотно «Вид на усадьбу "Островки"» купили в 1990-е в частном собрании, оно было в ужасном состоянии — и увидеть его в нынешнем виде большая удача. Интересны и работы малоизвестных, а то и безымянных художников, например «Мальчик с бабками» (на илл.). Работа анонима, но все равно весьма милая.

Другой аспект провинциальной, усадебной жизни открывается благодаря пейзажам Причетникова и других художников. Виды усадьбы князей Куракиных: Храм Верности, Храм Терпения, Галерея Вместилище Чувствий Вечных. По дорожкам гуляют барышни и кавалеры, одетые по моде Джейн Остен. Кстати, для Европы того времени это уже старомодно — до России все добирается медленно. Образы непривычные. В отличие от венециановской школы в советское время на такую слишком дворянскую жизнь обращали мало внимания — а для нас сейчас это сладкая, утраченная романтика.

Еще тут есть пейзажи Сильвестра Щедрина и Айвазовского, портрет персидского посла Боровиковского, Тропинин... Княгини с бриллиантовыми фрейлинскими шифрами и купчихи в вышитых жемчугом кокошниках. Путешествие в прошлое получается красочным.

Инженерный корпус Третьяковской галереи

C 19 октября по 27 января