В ММСИ на Петровке открылась выставка театральных работ Веры Мухиной. Прославленный скульптор, оказывается, легко встает в ряд амазонок авангарда рядом с Экстер, Гончаровой и Поповой.

Жизнь у автора «Рабочего и колхозницы», как и у всех, кого застигла революция, вышла непростой. Она успела отучиться у известного парижского скульптора Бурделя, попутешествовать по Италии, впитав ренессансную эстетику. В советской России ей жилось лучше многих, но не отлично. Ее не минули ссылка мужа, аресты, болезни. В конце концов Мухина стала академиком и лауреатом сталинской премии, и, оставив множество отличных и энергетических скульптур, скончалась на пороге 65-летия. Ее скульптурное наследие любят и изучать, и выставлять, как совершенный пример соцреализма. А вот о театральных работах Мухиной вспомнили только сейчас.

Театром Мухина занималась дважды в жизни. Впервые — после возвращения из заграничной поездки, накануне революции. В 1916 и 1917 годах она работала для знаменитого Камерного театра Таирова. Пьесы были малоизвестные: «Ужин шуток» Сема Бенелли в переводе Брюсова — об Италии времен Лоренцо Медичи; «Роза и крест» Блока о Лангедоке XIII века и балет «Наль и Дамаянти» на индийские легенды. Ни одна из этих пьес поставлена не была, хотя эскизы Мухиной сохранились. Как восклицают организаторы выставки — пройди они с успехом, может, вся ее карьера сложилась бы по-другому! Жалеть об этом, наверно, все же не стоит — призванием Мухиной явно были статуи, а не гримерки. Второе обращение Мухиной к театру пришлось на 1944 год. Уже заслуженный мастер, она выполнила эскизы для «Электры» Софокла в Театре Вахтангова. Этот спектакль сорваться не посмел.

На экспозицию собрали все эти эскизы, а также фотографии, работы Мухиной в области дизайна одежды и несколько скульптур. Все это выставлено достаточно интересно — залы оформил Вячеслав Колейчук. Он любит всякие мобильные и светящиеся инсталляции, к тому же его опыт реконструкции объектов русского конструктивизма оказался как нельзя кстати.  В Планетарии сейчас проходит его самостоятельная выставка — там все вертится, светится, такое космическое и вообще увлекательное. Тут тоже сооружены воображаемые античные колонны, запущены светящиеся круги, идут видеоинсталляции. В общем, никакой скуки.

Теперь о самих театральных рисунках. Мухинское любование ренессансом в 1916-17 годах сочетается с авангардной тягой превращать одну человеческую фигуру в несколько геометрических. «Клином красным бей белых» Эль Лисицкого появится несколько позже, пока же золотой парчовый клин плаща флорентийского персонажа вгрызается в черные линии его трико. Все вполне в стилистике супрематизма. И не случайно куратор выставки Георгий Коваленко до этого делал масштабную ретроспективу Александры Экстер. Желание поставить Мухину раннего периода на заслуженное место рядом с Экстер и другими художниками, (а не скульпторами) того времени закономерно, как и доказывает выставка.

Тему продолжает раздел о творчестве Мухиной в текстильной промышленности. По альбому «Искусство в быту» (1925) видно, что тогда она подходила к крою все также конструктивистки. Сшитые по этим выкройкам вещи висят рядом. Интересно, как это смотрелось на живых женщинах.

А работы для спектакля 1944 года уже классичны и спокойны. Похожи на то, что делали до авангарда для театра всякие мирискусники. В эпоху сталинского ампира востребовано понятное. Наверное поэтому эта премьера на сцене и состоялась. Эскизы сопровождаются черно-белыми снимками артистов, и спектакль от этого оживает. Так что хотя жанр эскизов у таировских «Розы и креста» и вахтанговской «Электры» один, на самом деле, выставка получилась о смене мировоззрения у отдельно взятого советского художника. Выставленные тут же экстрареалистичные мраморная балерина Уланова, гипсовая балерина Семенова, и, разумеется, «Рабочий и колхозница» в миниатюре осознание этой эволюции подкрепляют.

Московский музей современного искусства на Петровке

до 2 декабря