Изучить все стороны творчества архитектора Ле Корбюзье приглашает Пушкинский музей. В экспозиции проекты, макеты, рисунки, чертежи — всего более 400 экспонатов.

Пушкинский с присущей ему основательностью решил познакомить народ с личностью Шарля Жаннере, известного как Ле Корбюзье. Впрочем, его влияние на современный мир ощутили даже те, кто имя это слышит впервые. Все бывали в хрущевках и наверняка помнят потолки по 2,20, кухню, до любого угла которой можно дотянуться, не сходя с места. Так вот, эти клаустрофобные габариты — плод мысли героя выставки. Корбюзье был убежден, что человеку неуютно и даже вредно жить в просторных домах с колоннами. Да и как это можно считать красивым? Удобство — вот основной критерий эстетики. С такими утверждениями соглашаются даже не все архитекторы. Поэтому при всем своем авторитете Ле Корбюзье остается самым «нелюбимым» из великих зодчих.

Как это уже водится в Пушкинском музее, титана архитектуры ХХ века разберут по косточкам: расскажут про основные этапы творческого пути, покажут рисунки, картины, проекты. Конечно, самая зрелищная часть — макеты его крупнейших работ. Специально к выставке Барселонская школа архитектуры изготовила более десяти моделей по эскизам Ле Корбюзье. Отдельный раздел будет посвящен отношениям архитектора с Москвой.

Архпересмотр

Корбюзье родился в один год с Эйфелевой башней, в 1887-м. Его отец — швейцарский часовщик — всю жизнь покрывал эмалью циферблаты и для сына, естественно, мечтал о другой карьере. Свой первый проект Ле Корбюзье выполнил в 18 лет лет — это был коттедж для семьи зажиточного швейцарского буржуа. На первые заработанные деньги начинающий архитектор отправился не на учебу в университет, а в путешествие. Странствовал он по Греции и Турции, много рисовал, размышлял о задачах архитектуры, о ее формах и стилях. По возвращении устроился на стажировку к одной из звезд Венского сецессиона — архитектору Гоффману.

Практика заменила Корбюзье университеты, все необходимые для работы знания он добывал самостоятельно. Уже в те годы он сформулировал пять постулатов современной архитектуры. Во-первых, дома, как и человек, должны стоять на своих ногах, не загромождая городское пространство, оставив его паркам и пешеходам. Во-вторых, зданию нужна плоская крыша, которую можно было бы использовать как террасу, солярий, кафе. В-третьих, свободная планировка: внутренние стены можно двигать, в зависимости от необходимости. В-четвертых, гигантские окна — каркасная структура дома дает возможность делать окна любой величины. И в-пятых, свободное оформление фасада, который, потеряв несущую функцию, мог быть выполнен из любых, даже самых хрупких материалов, например стекла.

Роман с Москвой

В 1928 году Ле Корбюзье выиграл конкурс проектов здания Центросоюза на Мясницкой улице. Стоит отметить, что у архитекторов с мировым именем романов с нашей столицей обычно не случается, а если вдруг такое и происходит, то ненадолго и с последующим шумным разводом. Так произошло и с Корбюзье. Проект здания Центросоюза по тем временам был крайне футуристичным. Были соблюдены все пять принципов, плюс ко всему ошеломляли инженерные идеи автора. Поскольку большая часть фасадов была остеклена, архитектор предложил особое строение оконных рам — два стекла, разделенные вакуумом. По сути, прообраз современных стеклопакетов. Помимо этого, в здании предполагалась система кондиционирования, при помощи которой регулировалась подача теплого и холодного воздуха. И еще Корбюзье предложил использовать вместо лестниц пандус. Сложно представить, какое впечатление производило на москвичей это суперсовременное здание в те постнэповские годы. По улицам еще ездили в конных повозках, вокруг тотальная разруха, и тут вырастает дом из стекла, облицованный лилово-розовым туфом.

Несбыточное

Сам автор не мог неотрывно присутствовать на стройплощадке. Глазами и руками Корбюзье был Николай Колли, благодаря которому здание было построено с невероятным по тем временам качеством. Однако ни о каких стеклопакетах и кондиционерах не было и речи. Кроме того, советские чиновники слегка подкорректировали проект — заложили кирпичом проемы между колоннами на первом этаже. И последней каплей стало то, что уже после завершения строительства, с противоположной от фасада стороны начали прокладку Новокировского проспекта (ныне проспект Сахарова), так что здание получилось повернуто задом к широкой магистрали. В итоге Ле Корбюзье отказался от авторства, хотя принять гонорар все же согласился: именно эти деньги позволили архитектору пережить Вторую мировую.

Сейчас в здании на Мясницкой располагается Росстат. Сотрудники говорят, что летом там невыносимо жарко, а зимой холодно, что свободную планировку превратили в коридорную систему с множеством тесных кабинетов. Появились здесь пестрая плитка и люстры — все, что было так чуждо стилю Корбюзье.

Кстати, помимо Центросоюза, архитектор работал над генеральным планом реконструкции Москвы, который, к счастью, не был принят. К счастью, потому что отношение к памятникам прошлого у мэтра было специфическое: именно Ле Корбюзье предлагал снести старый Париж и построить на его месте новый. После войны идеи Ле Корбюзье стали очень востребованны, поскольку лежавшая в руинах Европа требовала недорогого и удобного жилья. Именно «благодаря» войне его идеи получили такое широкое распространение, а его эстетика впоследствии стала называться интернациональным стилем.