Центр современной культуры «Гараж» возвращается с новыми проектами. В Парке Горького, на самой продвинутой арт-площадке Москвы, стартовала летняя программа.

С конца прошлого года от «Гаража» не было вестей. Здание Бахметьевского автобусного парка, в котором Центр современной культуры квартировал три года, освободили для Российского еврейского музея толерантности. Переезд планировался изначально, и сейчас в здании на улице Образцова идет ремонт — до открытия нового музея осталось всего четыре месяца.

Связь времен

А пока «Гараж» обустраивает новое пространство — он разместится в заброшенном здании ресторана «Времена года» в глубине Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Выбор нового «места прописки» видится вполне логичным. Все произошедшие и продолжающие происходить с ЦПКиО метаморфозы сделали парк местом притяжения модной московской публики — главной целевой аудитории «Гаража». Уже сейчас в выходной день здесь творится настоящее столпотворение, на подъездах со стороны Садового и Ленинского забиты все парковки. Представляете, что здесь начнется, когда «Гараж» отметит новоселье?

Автором реконструкции «Времен года» стал знаменитый голландский архитектор Рэм Колхас, предложивший довольнно неожиданный для Москвы проект. Неожиданость состоит даже не во внешнем виде — это вполне обычный для современной архитектуры ансамбль коробок, облицованных пластиком. Свежесть — в концепции. До этого у нас, увы, было не принято сохранять объекты архитектуры 60–80-х годов, а тут обещают не тронуть даже плитку и мозаику на стенах совдеповского ресторана-столовки. Старое здание приподнимут на два метра, чтобы визуально объединить его с парком, и расширят со всех сторон. Достопримечательностью проекта в лучших традициях конструктивиста Мельникова (создателя прежней площадки) станут передвижные стены, на которые можно будет, например, проецировать видеоарт, а при необходимости — и вовсе убрать.

Колизей на Пионерском

Возведение постоянного павильона еще не началось, и пока посетители парка могут прогуливаться по территории будущей стройплощадки. Но Дарья Жукова позаботилась о «перевалочном пункте». Временный павильон овальной формы расположится на берегу Пионерского пруда. Его проектировкой занимается японский архитектор Шигеру Бан, знаменитый своими постройками из непривычных материалов — бумажных трубок и картона. На счету Бана в том числе дизайн-студия Иссея Мияки и филиал Центра Помпиду в Меце. Что это будет? Вариация на тему римского Колизея из вторсырья площадью свыше 2000 квадратов и высотой в 6 метров. Хотя павильон называют временным, руководство «Гаража» надеется, что несколько сезонов он прослужит полноценной площадкой.

Ну, и о ближайших событиях в расписании «Гаража». Переезд не позволит провести масштабные проекты, сопоставимые с прошлыми блокбастерами вроде выставки коллекции Франсуа Пино или ретроспективы Марины Абрамович. Но без культурной программы москвичей не оставят и этим летом. Первой ласточкой стала серия перформансов «Тело в городском пространстве» австрийского хореографа Вилли Дорнера, прошедшая 9–10 июня. Перформансисты буквально встра ивали свои тела в городской пейзаж, заставляя обратить внимание на его элементы.

Как звучит радиатор

А 28 июня в Парке Горького состоялась очередная премьера. Проект «Потрогай музыку» — по большому счету гастроли дюссельдорфского Мобильного музея музыки. Его создатель Михаэль Брадке привез в Москву музыкальные объекты, сделанные из совершенно немузыкальных вещей. Для изготовления «инструментов» этого «оркестра» использованы автомобильные радиаторы, кастрюли, резина, металл, дерево. Зрители могут стать участниками художественного акта: потрогать произведения искусства и попробовать извлечь из них звуки. Есть здесь и гигантские барабаны, и самодельный металлофон, трубки, канистры, решетки.

Проект ориентирован в том числе на детей, для которых планируются специальные программы и даже даже экспериментальные концерты. Впрочем, участие взрослых в арт-действе совсем не возбраняется. «Потрогай музыку» проводится в рамках Года Германии в России и частично финансируется немцами. Продлится выставка до 28 июля, после чего летний лагерь «Гаража» ненадолго свернется, чтобы в конце августа открыть очередной интерактивный проект — «Кинофабрику Мишеля Гондри». Что это будет, пока неизвестно, хотя в администрации «Гаража» рассказали, что все желающие смогут поучаствовать в кинопроцессе и даже самостоятельно снять маленький фильм.