На «Винзаводе» открывается «Ретроспектива» Виноградова и Дубосарского — самых коммерчески успешных российских художников нулевых.

Виноградов с Дубосарским — два самых известных и продаваемых парня на российском арт-рынке. До кризиса цены на их работы росли как гидропоника: 200, 300, 400 тысяч долларов, а потом евро. Круг интересов и тематика работ уже давно определились: кинозвезды, политики, качки, поэтессы и проститутки — короче, все сливки общества. Рисовали задорно, с иронией и даже сатирой. Много было цитат из глянцевой культуры, смеха вокруг культуры потребления. И потребление было готово немножко посмеяться, а потому Александр с Владимиром все тучные годы работали, как рабы на галерах. В прессе посмеивались, мол, такой вот художественный кооператив. А потом как-то — бац, и все поменялось. Ударил кризис, арт-рынок схлопнулся, как надутый пакет из «Ашана». Гламур, по словам Ксении Собчак, похоронили, стало быть, поэтессы и проститутки больше никому не нужны — экономим. О Дубосарском с Виноградовым стали писать намного меньше, о диких тысячах и мильонах уже не слыхать. И вот камбэк супергероев живописи: в Цехе красного на «Винзаводе» стартует их «Ретроспектива».

Что тут скажешь, прямо по Уорхолу получается: Д&В уже почти то же самое, что D&G, — ярлык, который прибавляет вещи стоимости, какой бы ерундовой вещь ни была. Художники сами признаются, что за последний десяток лет напряженной работы по углам мастерской накопились многие метры бракованной арт-продукции. Вот и решили, что называется, почистить карму, довести до сравнительной кондиции и отправить на продажу. «Когда увидели гигантский объем какого-то странного продукта, — говорит Александр Виноградов, — решили нашу якобы творческую неудачу превратить в творческую удачу».

Вообще у любого художника есть свой «тенистый сад», где папки с неудавшимися набросками, испорченные холсты, недоДжоконды и недоМадонны. Некоторые такое прячут и даже уничтожают, но уж точно никто не стремится в выставочные залы со шлаком своего вредного производства. Предположим, что художники решили поломать шаблон и продемонстрировать свои слабые места, представ эдакими человеками в мире божественных муз. Но отчего же тогда проект называется ретроспективой? На ретроспективах принято показывать хиты, а не «би-сайды». Напрашивается аналогия с музыкантами. Стареющие рок-звезды обычно выпускают сборники этих самых «би-сайдов» — песен, которые идут как бы в нагрузку к настоящим хитам. Но такое происходит, когда музыкант уже поставил на карьере крест, это признание в творческом бессилии. Неужели художники намекают нам на это?

Хочется найти объяснение странному ретроспективному предприятию, но ни так, ни так не выходит. Нет в этих работах ни развития в технике, ни движения в плане тем. Все те же комиксы о сытой и бедной жизни. Спальни кинозвезд, гопники со станции Химки и Спайдермен. И по этому поводу возникает растерянность. А знаете ли вы, ребята, что делать дальше? Не то чтобы мы беспокоимся за вас. За себя беспокоимся: так же, как и вы, мы не знаем, что дальше делать и куда идти.

Одно, конечно, признать стоит: картины поднимают настроение, они декоративны, краски сочные, как в диснеевских мультфильмах. Полотна солидные, по нескольку метров, для просторных, что называется, помещений. Сразу вспоминается один полуанек- дот. Что легендарную дубосаро-виноградовскую «Новую русскую тройку» размером 3 на 6 метров купил какой-то подмосковный брателло, который сделал ее точную копию на баннере и украсил им свою автомойку. Воистину, ирония — единственное прибежище и оплот путинской тучной декады, к формированию эстетики которой Виноградов и Дубосарский как никто другой приложили руки. Ирония, кстати, не покидает этих ребят.

В тексте для каталога будущей выставки Виноградов рассказывает о том, по какому принципу художник Петлюра собирал коллекцию альтернативной моды. Он заказывал два грузовика с секондхендом, обзванивал друзей и говорил: приходите, выбирайте что хотите. И вот приходят московские модницы, фрики, художники — вся, в общем, тусовочка — и выбирает себе вещи. «И когда они унесут все, что выбрали, — рассказывает Виноградов, — Петлюра идет и отбирает самые ценные, самые эксклюзивные, самые шикарные вещи. Потому что самое шикарное и альтернативное — это то, что никто не решается носить. Остаются просто музейные образцы. И вот в некотором смысле наша выставка — это такой секондхенд. То есть у нас все «хорошие» вещи уже пошли на выставки, висят в музеях или в частных собраниях, а это такой вот секонд-хенд, который валялся у нас. Мы его собрали, почистили — и просто, может быть, правильно экспонировали».

Что можно сказать в итоге? Идите на «Ретроспективу» — если хотите посмотреть на тени нулевых и вдохнуть воздух эксклюзивного секонд-хенда.