В программе 12-го фестиваля «Черешневый лес» — не только балет Бориса Эйфмана, посвященный Огюсту Родену, но и выставка скульптора и художника. Самый современный из классиков скульптуры на несколько месяцев поселится в стенах ГУМа.

Боксер в роли поэта

Главная статуя Родена — «Мыслитель». Любопытно, что этот узнаваемый силуэт вполне мог затеряться в неизвестности. Мастер изваял его всего лишь как фрагмент «Врат ада». «Госзаказ» на этот скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже, Роден получил в 1880-м, но работа затянулась, и «Врата» были отлиты в бронзе только после смерти автора (он умер в 1917-м). Огромная композиция по «Божественной комедии» Данте полна деталей, многие из которых сами по себе — шедевры. И «Мыслитель» был лишь второстепенной «финтифлюшкой» в вышине, над дверным косяком. Однако статуя получилась столь превосходной, что Роден решился показать ее публике отдельно, еще в 1909-м. Кстати, задумчивая фигура изображает поэта, а лепили ее с боксера, который в тот момент гастролировал в парижском квартале красных фонарей.

В Москву, впрочем, доставили не оригинал «Мыслителя», а точную копию, сделанную с подлинника из Музея Родена в Париже. Остальные два десятка статуй на выставке — тоже слепки. Они полностью идентичны образцам, плюс имеют сертификаты роденовского музея, который строго охраняет свое право на эксклюзив. Бронзу даже покрыли соответствующей «патиной». Все статуи скопированы в натуральную величину. Готовьтесь — «Мыслитель» окажется совсем крохотным.

Выставочное шоу

Скульпторам в вопросе копирования, конечно, легче. Попробуй, привези к нам 20 фотокопий Пикассо. Кто пойдет на такую выставку? А тут и сам Роден пример подает: вспомним, сколько раз он тиражировал свои работы.

В стеклянных витринах — «Поцелуй», «Вечный идол», «Рука Господа» и многие другие хрестоматийные вещи. Любопытно, что «Поцелуй» тоже предназначался для украшения «Врат ада». Изначально это один из эпизодов «Божественной комедии»: прекрасная Франческа да Римини влюбляется в Паоло Малатеста. Зачитавшись любовной историей о нежной страсти Ланселота и Гвиневры, они проникаются собственными чувствами и сливаются в поцелуе. Но тут врывается муж Франчески и убивает их обоих. Но все исторические детали, например, ренессансные костюмы, показались Родену лишними. Он оставил только чувства.

Кроме 19 скульптур на первой линии ГУМа нам покажут еще 14 графических произведений и 6 фотографий. Эта графика на фоне все же слегка примелькавшихся роденовских скульптур оказывается неожиданным открытием. Время обычно помогает порнографии превратиться в эротику, но даже прошедший век не лишил эти рисунки вызывающей фривольности. Обнаженные женские фигуры балансируют на грани между изысканностью танцовщиц импрессионизма и изломанностью проституток экспрессионизма.

Копии рисунков скомбинированы с гигантскими репродукциями. Вышло настоящее выставочное шоу. Тем более что выставка проходит в окружении бутиков самых дорогих брендов мира. Впрочем, ГУМ всего лишь на десяток лет моложе «Мыслителя». И статуя, и здание — продукты новаторской мысли конца XIX века. Стеклянный потолок торгового центра и его ажурные металлические конструкции служат органичным фоном французским «гостям».

Ожившие скульптуры

Эта экспозиция — интернациональный проект, который гастролирует по всему миру, от Лиссабона и Женевы до Сиднея и Токио. Впрочем, она удачно вписывается в концепцию «Черешневого леса». Дело в том, что на сцене Большого театра в рамках фестиваля состоится московская премьера балета под названием «Роден». Эта постановка Бориса Эйфмана была впервые показана в Петербурге в ноябре 2011 года.

Балет посвящен той же истории, что и фильм «Камилла Клодель», где Родена играл Жерар Депардье, а его ученицу-возлюбленную — Изабель Аджани. Напомним: Огюст и Камилла были вместе 15 лет, а после разрыва талантливая художница сошла с ума и еще 30 лет прожила в сумасшедшем доме, продолжая бунтовать против обстоятельств. И ненавидеть бывшего возлюбленного.

В балете использована музыка современников и соотечественников персонажей — композиторов Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса и Жюля Массне. На сей раз история любви и сумасшествия рассказывается без слов, зато тем языком, который Роден понимал лучше всего, — немой пластикой тела. Перевод в движение неподвижных скульптур оказывается вполне удачной идеей — ведь скульптуры Родена кипят энергией. Изобретательное использование костюмов вдобавок творит на сцене нечто удивительное. Танцовщики превращаются в глыбы мрамора. А главные герои «высекают» из них статуи.

Заглянуть в мастерскую скульптора — вообще редкая возможность, а увидеть, как из процесса творчества сделан великолепный танец, — об этом можно только мечтать.