Софья Пономарева
17 марта 2012

«Национальная портретная галерея»: эскиз музея

В Историческом музее открылась выставка «Национальная портретная галерея». Эта презентация нового филиала на основе собрания ГИМа. Богатство коллекции омрачается бедностью концепции. Но глаза все равно радуются.

Вот портрет молодой монахини в мрачной черной рясе, а на груди сверкает бриллиантами вензель «ЕII». Это инокиня Павла, до пострига – фрейлина императрицы Екатерины Великой. При дворе говорили, что она ушла в монастырь, потому что цесаревич Павел разбил ей сердце. Ей разрешили носить алмазный фрейлинский знак и в монастыре – значит, очень уважали.  Другой женский монашеский портрет  на выставке – Маргарита Тучкова, в постриге Мелания. Когда-то блестящая светская дама, она потеряла красавца-мужа под Бородино. Он погиб на Семеновском редуте, который обстреливали из пушек особенно яростно. Маргарита провела несколько дней в поисках среди мертвых тел, но не нашла ни кусочка. Позже она продала свои драгоценности и основала на Бородинском поле монастырь, который сохранился до наших дней. 

Кокошник императрицы Александры Федоровны, жемчуга княгини Юсуповой, эполеты генерала Ермолова, циркуль Кулибина, монокль Чехова – ходить и разглядывать! За каждой деталью стоит своя история. А какие живописцы: вот Серов, Репин, Маковский, чуть подальше – Доу, Тропинин, Боровиковский!  Но на выставке есть и анонимные художники, зато нет безымянных лиц – экспонаты подбирались с тем расчетом, чтобы о каждой модели, пусть и не очень известной, можно было рассказать хоть что-нибудь. Каждый портрет сопровождает пространная биографическая справка. 

Всего на выставку собрали около сотни портретов. Просторный зал на 4-м этаже ГИМа затянут в благородный бордовый цвет, сквозь арочные проемы виднеются то откормленное лицо камергера времен Екатерины, то седые космы какого-нибудь пореформенного разночинца, властителя дум. Тут же – Чаадаев, патриарх Никон, историк Забелин, императорская фамилия нескольких поколений, Герцен, Ключевский, Потемкин, Орлов. А также множество людей, имена которых знают только специалисты по истории XVIII-XIX века. Возникает вопрос: зачем такая мешанина, почему их портреты включили в экспозицию? Возможно, лишь потому, что они принадлежат Историческому музею, который устраивает выставку.

Действительно, основной массив портретов – собрание Исторического музея, а Третьяковка и Русский музей прислали всего несколько работ. Дело в том, что эта выставка – презентация несуществующего пока музея, Национальной Портретной галереи.

Разговоры о ее создании идут давно: идею выдвинул больше десяти лет назад князь Лобанов-Ростовский, известный коллекционер театрального искусства. Он надеялся привлечь к проекту других эмигрантов и собрать русские портреты, осевшие зарубежом после революции. Долгие годы он безуспешно обивал пороги, наконец, в 2009 году написал Путину, а в 2010 дошел до Медведева. Вскоре Путин выразил министру культуры Авдееву свое пожелание основать подобный музей, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Исторический музей официально объявил, что галерея станет его филиалом и частью «музейного квартала». Обещали даже отдать здание бывшего музея Ленина. Однако тут наступило прекрасно финансируемое 200-летие со дня Бородинского сражения, и лакомое здание по соседству с Историческим отвели под музей 1812 года. Где поселится Национальная портретная галерея и в каком году – до сих пор непонятно. Князь Лобанов-Ростовский, кстати, уже махнул на нее рукой и не надеется увидеть в реальности.

Национальная Портретная галерея, таким образом – отнюдь не нежно лелеемая музейщиками заветная мечта, а проект государственный. Сотрудники Исторического, кажется, пока даже не очень представляют, как воплощать гигантскую задумку, причем чужую. Поэтому в концепции выставки-презентации этого кукушонка вылезают огрехи. По какому принципу подобраны портреты? Великие люди тут висят вперемешку с малоизвестными. Тематического разграничения тоже не видно: писатели соседствуют с царями, атеисты – с митрополитами. И это не ради сопоставления. В одной части зала картины висят по хронологическому принципу, в другой – как попало. На то, чтобы показать эволюцию портретного жанра в России, выставка тоже претендовать не может. Раз галерея будет филиалом ГИМа, то зачем присутствующие тут портреты из Третьяковки и Русского музея? Их отдадут новому музею, или повесили просто так? Сплошные загадки.

Остается надеяться, что к тому моменту, когда Национальная Портретная галерея будет наконец основана, эти загадки будут ее создателями разгаданы. О прочих мелочах напоминать музею, право, неловко: картины во втором ряду разглядеть невозможно – слишком высоко висят, отсутствующее антибликовое стекло – изобретение полезное и не новое, а чистить полотно перед тем, как отдать его на выставку – хороший тон. Отличная «Царевна Софья» на фоне двуглавого орла потемнела так, что разглядеть можно только контуры. Но все это частности, которые лишь слегка отравляют удовольствие от богатейшей и красочной выставки: действительно, жизнь Российской Империи была так обильна, талантлива и многообразна, что отразить ее всего лишь в одном зале так тяжело, что можно надорваться. 

Отзывы о ««Национальная портретная галерея»: эскиз музея»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

3 окт — 20 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, живопись 3 окт — 20 янв

Выбор редакции

19 сен — 20 янв | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сен — 20 янв

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

29 сен — 3 фев | Музей современного искусства «Гараж», инсталляция 29 сен — 3 фев

Первая в России выставка остроумного бельгийского концептуалиста.

Выбор редакции

27 ноя — 3 мар | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, скульптура, фотография 27 ноя — 3 мар

Ретроспектива скульптора-кубиста.

Выбор редакции

6 окт — 17 фев | Третьяковская галерея в Лаврушинском, живопись 6 окт — 17 фев

Пейзажи, магию которых не переплюнут никакие цифровые технологии.

4 окт — 27 янв | Музей русского импрессионизма, графика, живопись 4 окт — 27 янв

Как появился русский футуризм.

14 сен — 27 янв | Институт русского реалистического искусства, живопись 14 сен — 27 янв

Идеальные советские пейзажи.

Как баронесса Эттинген, жадные торговцы и друзья помогали художникам прославиться.

31 окт — 20 янв | Музей Востока, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 31 окт — 20 янв

Большой проект к столетию музея.

24 окт — 3 фев | Мультимедиа Арт Музей, графика, живопись 24 окт — 3 фев

Альбомы и новая серия живописи Виктора Пивоварова.

Бесплатно

9 ноя — 9 фев | Галерея Гари Татинцяна, инсталляция, скульптура 9 ноя — 9 фев

Татуированные свиньи, Maserati в ближневосточном орнаменте и другие шутки неоконцептуалиста.