На Кутузовском проспекте теперь можно заглянуть на 200 лет назад. Музей «Бородинская панорама» после полугодового ремонта снова принимает посетителей.

У перил толпятся курсанты лет двенадцати. Один аж перегнулся через ограждение: «Я хочу туда залезть!» Куда «туда»? На окраину села Бородина 1812 года. Там все натуралистично и страшно. Из окопа торчат кивера и штыки русских солдат. В канаве – половина лошади, разорванной пушечным ядром. Позади догорают избы. И эта трехмерная инсталляция незаметно переходит в огромное – 15 на 115 метров – закольцованное живописное полотно. Пространство раздвигается, становясь беспредельным. Голова чуть кружится. Кажется, мы попали в провал во времени,  перенеслись в прошлое, прямо на поле битвы.

Бесконечное полотно написал с помощниками Франц Рубо по заказу Николая II в 1909-1912 годах. Как и сейчас, панораму расположили в круглом музее, который открыли к 100-летию Бородинской битвы. После революции это здание снесли, длинный холст свернули в рулон и хранили где попало: из Нескучного сада его таскали в Донской монастырь, из Миусского собора в сад «Эрмитаж».

В 1960-х панораму отреставрировали и опять, к радости школьных экскурсий, развернули по стенам нового музея, специально построенного на Кутузовском проспекте. Но за прошедшие годы живопись потемнела, а  первый план из реальных предметов зарос пылью и обветшал. На  200-летие Бородинской битвы ленту батального полотна привели в порядок, а в прилагающийся к ней музей добавили экспонатов и интерактивности.

В круглом зале с панорамой теперь установлены специальные экраны, на которых можно рассмотреть фрагменты картины и почитать пояснения. С потолка – который ощущается больше как безбрежное небо – звучат марши, грохот пушек и голос комментатора.

Помимо главного круглого пространства в музее есть и другие залы. В них тоже музыка, голоса… В одном показывают 3D-фильм. В помещении с иллюстрациями на тему пожара Москвы по стенам мечутся языки пламени, кажется, слышен треск. На стенах висят картины и раскрашенные гравюры: надменный Наполеон въезжает в древнюю столицу на белом коне, а кругом пожарище. Французские солдаты хлещут вино из горла, сзади «Василий Блаженный» в красном мареве…

Прежде, чем подняться в зал с круговой панорамой, проходишь залы в традиционном музейном духе. Новых экспонатов много – музей подчеркивает, что за последнюю пару лет он обогатился почти на полтысячи экспонатов. Портреты молодых генералов. Скульптуры мраморные и статуэтки фарфоровые. Пули с поля битвы. Пушки. Личные вещи Кутузова…

Вот набор хирургических инструментов с устрашающей пилой, которой ампутировали раненым руки и ноги прямо на поле боя, конечно, без наркоза. Медали за взятие Москвы, которыми Наполеон награждал своих воинов. А рядом – граненый хрустальный штоф и стопка с горделивой надписью золотом «Париж взят 19 марта 1814 года». Водка из такой посуды, наверно, была особенно сладка.

Снаружи, рядом с советским зданием панорамы стоит легендарная «Кутузовская изба». Реконструкция того самого дома, в котором Кутузов держал Военный совет в Филях. В 1995 году этот филиал музея ограбили, и его пришлось закрыть на ремонт – как оказалось, более чем на двадцать лет. Теперь тут совершенно новая экспозиция, причем тоже со звуковыми и световыми эффектами.

Музейный комплекс реконструировали долго, потратили на это много средств (за два года – 115 млн. руб.). В итоге получился идеальный семейный аттракцион. Скажем спасибо и Николаю II – ведь он лично утверждал эскизы Франца Рубо.