Выставка «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи» открылась на бывшей кухне Екатерины II. Теперь здесь можно увидеть всю советскую роскошь.

Знаменитый историк моды Александр Васильев порадовал нас очередным проектом. Вышло нечто колоссальное. Больше двадцати залов царицынского Хлебного дома – целый этаж гигантского дворцового корпуса, заполнены бесчисленным количеством предметов. Текстиль, аксессуары, парфюмерия – от 1910-х до 1990-х, вещи парадные и повседневные, из шкафов владелиц с легендарными имена, и никому не известных домохозяек, пошитые одесскими портнихами и лучшими домами Парижа.

Предупреждаем: выставка огромна – жалеешь, что не запасся термосом с бутербродами. Площадь Хлебного дома – под тысячу квадратных метров (Екатерина Великая любила покушать). Это длинная анфилада комнат, опоясывающая внутренний дворик – атриум со стеклянной крышей, где часто проходят классические концерты.

Залы сменяют друг друга, словно пещеры Али-Бабы, полные сокровищ. Все время ждешь конца экспозиции, а она не кончается, и перед тобой разворачиваются все новые и новые богатства.

Еще раз предупреждаем: выставка обильна. У настоящих ценителей истории моды может случится «синдром Стендаля» (знаменитый писатель упал в обморок в итальянском музее от обилия безупречных экспонатов). Чего здесь только нет! Золотое платье Татьяны Шмыги, эскизы тканей Любови Поповой, несессер балерины Лепешинской, пелерина из лиловых перьев жены Таирова, американское платье Клары Лучко, норковый жакет Галины Улановой, «Пьер Карден» Майи Плисецкой.

Звездных имен так много, что перечислить их невозможно. Это и есть задумка авторов выставки. Они хотели показать, что моду в СССР могли диктовать лишь избранные счастливицы, кумиры миллионов, работой которых и было – отлично выглядеть. Поэтому коллекцию Васильева дополнили именными вещами из Бахрушинского театрального музея, кафедры сценического костюма МХТ и других собраний.

Вещам «аккомпанируют» бесчисленные фотопортреты советских красавиц (фирменный прием книжных альбомов А. Васильева). Богини экрана крупным форматом безумно красивы. «Таких лиц уже нет!», вздыхают смотрительницы, и ты вздыхаешь вместе с ними.

Примерно на трети маршрута в одном из залов крутят советское кино с задорными звонкими голосами. Здесь можно присесть, вытянуть ноги и перенестись в прошлое. В следующей комнате Александр Васильев с экрана рассказывает о тонкостях советской моды, там тоже можно присесть. Невероятно гуманно.

По стенам рекламные плакаты, например, «ГлавПарфюмер: Министерство вкусовой промышленности», альбомы выкроек с авангардными рисунками 1920-х, почти что глянцевые рижские журналы мод 1970-х, кажется, «Работница» или «Крестьянка», с угловатыми силуэтами поздних 1980-х.

За два десятка залов Хлебного дома успеваешь пройти путь от истории до ностальгии.

Многие экспонаты, особенно раннего периода – прямо иллюстрации к советской прозе. Туфли 1928 года изделия товарищества «Баумкредит» просятся на страницы произведений Зощенко или Ильфа с Петровым. Подвенечное платье, пошитое в Могилеве в 1923 году, напоминает, что совсем недавно в тех краях бушевала Гражданская, и было не до свадеб. Чесучовая панама и пальто c цигейкой – просто стоят в витринах, и мы, наконец, сможем разобраться, что обозначают эти слова, когда-то общеупотребимые!

Скромное коричневое платье дочери убитого священника-новомученика, скроенное из его уже ненужной рясы в 1925 году, вызывает в памяти массовые расстрелы священнослужителей и то, как приходилось выживать членам семей погибших. Серая блуза рабфаковки и немецкое трофейное пальто говорят о том, как советская женщина строила карьеру, и как дожидалась мужа с войны. Труакаровый костюм жены члена Политбюро обозначает уже следующую эпоху. Кстати, что такое труакар? На выставке можно узнать и это.


Еще один тезис, заявленный авторами выставки, – трудности, которые приходилось преодолевать нашим красавицам, чтобы не отставать от западной моды. Самый наглядный в этом смысле зал посвящен 1950-м. Там платья, сшитые московскими портнихами, чей мир перевернулся после приезда Кристиана Диора в Москву.

На стенах – гигантские снимки французских манекенщиц на фоне Василия Блаженного. На манекенах – платья, как две капли воды напоминающие диоровские модели. Только – пошитые на настоящих, живых женщин, с нормальными, поддающимися разумению талиями.

Ближе к концу в витринах возникают «инопланетные» силуэты с треугольными бедрами – приближается конец советской эпохи и стиль диско.

Спасибо обилию подлинных вещей: путешествие во времени оказывается вещественно наглядным.

«Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи».

Музей-заповедник «Царицыно». До 12 июня 2012 года