В музее Глинки открылась выставка «That’s Opera!». Экспонаты из Италии оказались предназначенными для слишком узкого круга любителей.

Одна из последних выставок года Италии в России анонсировалась с употреблением громких выражений. Нас ждала «российская премьера международного проекта», «мировое выставочное турне», и т.п. Действительно, проект «That’s Opera!» ездит по Европе с 2008 года и, наконец, приехал в Москву. За три года гастролей, мол, выставку в разных странах посетили три четверти миллиона человек. Однако эта выставка – не из числа потрясающих шоу, посетив которое массовый зритель мгновенно влюбится в оперный жанр, окунувшись в волшебный мир театра. На самом деле она предназначена для настоящих гурманов, способных оценить тончайшие нюансы, для знатоков, не падких на дешевый популизм.

Вот, например, одна из интерактивных инсталляций. На экране проецируется старинные рукописные ноты коронной женской арии из «Мадам Баттерфляй». Посетитель может проиграть каждую музыкальую фразу с любого места, причем в одном из трех вариантов: в исполнении Каролины Вайт (1910 год), Ренаты Тибальди (1949 год) или Марии Каллас (1955 год), и сравнить интонации и стиль исполнения  любой из великих див. В другом зале, целиком погруженном во мрак, на стенах расположены факсимиле автографов великих композиторов – , , , Беллини. Эффектной подсветкой эти рукописи поданы, будто бриллианты на выставке драгоценностей. Но надо уметь читать ноты с листа, чтобы желать задержаться перед каждым экспонатом более пяти секунд . Если же вы владеете этим навыком, то действительно, сможете оценить всю прелесть изменения начертания нотных знаков на протяжении веков, необычные форматы страниц, очарование винтажных манускриптов.

Восхищение умелым экспонированием, пожалуй, единственное удовольствие, которое может вынести из визита на выставку человек, который не знает, чем принципиально отличается дуэт из «Искателей жемчуга» от дуэта из «Друга Фрица». Мировое «турне» организовано частной фирмой – музыкальным издательством Ricordi, которое в честь юбилея перетряхнуло свои архивы за 200 лет. Архивы у многолетнего официального издателя великой «Ла Скала», поспорить нельзя, великолепны. Кроме того, «That’s Opera!», помимо знатоков музыки, обязательна к просмотру для всех устроителей историко-архивных выставок – чтобы они увидели, как увлекательно обставляют в Европе показ даже самых скучных бумажек.

Несколько комнат затянуты ярко-красной тканью. На их фоне издательство Ricordi показывает портреты своих директоров, композиторов, чьи партитуры они печатали первыми, обложки первых изданий, эскизы костюмов и декораций премьер. Например, костюмы к премьере «Аиды» в 1872 году, «Богемы» в 1896, и других легендарных произведений. Специально для России Ricordi нашла работы для итальянской премьеры «Жизни за царя» (1874 год), а также материалы архивов Сергея Прокофьева. Алый цвет стен подчеркивает изящность рисунков старинных костюмов тех времен, когда оперы об исторических событиях ставились еще в костюмах соответствующих эпох, а не с переносом места действия в метрополитены или бордели. Костюм представлен только один – реконструкция, макет декораций тоже в единственном экземпляре («Ромео и Джульетта» из фондов музея Глинки), все остальное – лишь репродукции и факсимиле.

Компания Ricordi, основанная в 1808 году, выступает, таким образом, как хранитель традиций классической оперы в наш век деградации всех классических жанров. А экспозиция, созданная итальянской фирмой во славу своего имени – способом еще раз рассказать о величии всего оперного жанра в целом. И хоть проект «That’s Opera!» не стал диснейлендом для простецов, подобно выставке «Самураи: Art of War», профанирующей искусство Японии, нужно порадоваться, что знатоков оперы, способных оценить все нюансы экспозиции, созданной итальянскими фанатами для российских фанатов, все же в нашей стране найдется достаточно.