В Фонде культуры «Екатерина» открывается выставка «Новая Академия. Санкт-Петербург». Нас ждет знакомство с одним из самых интересных и неоднозначных явлений отечественной художественной жизни 1990–2000-х.

«Аполлон, попирающий красный квадрат» – так называется одна из работ, выставленных в зале на Кузнецком Мосту. Работа знаковая и одним махом объясняющая суть неоакадемизма: отныне художники отрекаются от модернизма и берут курс на классику и красоту. Ее автор – ныне покойный Тимур Петрович Новиков, художник, арт-деятель, самая одиозная фигура питерского авангарда конца ХХ века. Он же – основатель Новой Академии Изящных Искусств, призвавший «отвратить взор от того, что нам теперь подсовывают вместо культуры» и «заняться восстановлением утраченных традиций». Известный британский искусствовед Эдвард Люси-Смит назвал неоакадемизм первым после Малевича явлением русской культуры, повлиявшим на мировой художественный процесс. И на фоне общей тенденции возвращения к традиционным формам искусства, в том числе и среди радикальных художников, идея показать выставку, посвященную Новой Академии, выглядит очень своевременной.

Чтобы погрузить будущих посетителей в контекст выставки, стоит сказать о том, чем же неоакадемизм отличается от просто академизма, и о том, в какой среде и в какое время он появился. В середине 80-х будущие новые академики показывали свои работы на подпольных выставках, сотрудничали с курехинской «Попмеханикой» и группой «Кино», снимались у в «АССЕ» и свято верили в русский авангард и западный модернизм. Когда рухнул железный занавес, в стране началась перестройка, и все досыта наелись супом «Кэмпбел», стало ясно, что новой России нужны новые иконы. И художники во главе с Тимуром Новиковым решили развернуться в направлении вечных ценностей классического искусства, правда, осовременив его с помощью новых технологий, компьютерной графики и видеокамер. «Мы должны научиться писать прекрасные картины, мы должны научиться ваять прекрасные скульптуры, мы должны научиться возводить прекрасные дворцы», – говорится в «Манифесте неоакадемизма».

Ключевым тут является слово «прекрасные»: основной задачей Новой Академии с самого начала было создание совершенного визуального произведения, образца красоты, новой иконографии – как противоположность актуальному тогда концептуальному искусству. Весной 1991-го прошла первая музейная выставка новых академиков в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге. В следующем году – там же, но уже в компании французских китчевых фотографов Пьера и Жиля. А в 1994-м на выставке «Возрождение и Сопротивление» в Русском музее вместе с работами новых академиков появились творения известных дизайнеров. , к примеру, был представлен фотографиями в стиле галантного века, а Джанни Версаче – декоративными блюдами в духе классицизма. Сам Новиков тогда показал панно «Саломея и Иродиада с головой Иоанна Крестителя», а сочувствующие новым академикам Сергей Курехин и выставили соответственно автопортрет в античном стиле и диптих «Спасение классики». После той выставки все поняли, что неоакадемизм – это не только красиво и интересно, но еще и очень модно.

На нынешней выставке можно познакомиться со всеми направлениями неоакадемизма (будет представлено около 200 произведений 14 авторов) и буквально пошагово изучить это явление – от первых экспериментов по внедрению античных образов в современную культуру до перехода художников к так называемой Новой Серьезности. В отдельном зале покажут фильмы, снятые новыми академиками, в том числе и знаменитое «Золотое сечение». В нем Тимур Петрович в роли мэтра устраивает показательную порку художнику Мамышеву-Монро в роли нерадивого ученика класса живописи. За то, что тот вместо положенного Аполлона намазал на картонке красный квадрат.