Основной проект Московской биеннале получился интересным и из-за своей интерактивности, и из-за проблем, которые поднимают его участники.

Работа Ахмета Огюта, выставленная в ЦУМе, – детская задачка со взрослым смыслом: как перевезти людей на лодке с берега на берег, если один
из них – террорист-смертник?

23 сентября открылась IV Московская биеннале. Как и обещал нынешний куратор Петер Вайбель, экспозиция получилась интерактивной. Многие экспонаты без зрителя «не работают»: чтобы увидеть задумку художника, посетитель должен вступить с его работой в контакт. Основной проект проходящего раз в два года смотра искусства разместили на двух площадках: меньшую часть – в ЦУМе, большую — на двух этажах центра дизайна ArtPlay. Биеннале называется «Переписывая миры»: по словам Вайбеля, сегодня, во времена глобализации, пересматриваются взгляды и на мир, и на историю, а искусство, как зеркало общества, отражает этот процесс.

Звезды биеннале

– Где Ай Вейвей? – Два молодых человека подходят к девушке-смотрительнице. – Все только о нем и спрашивают! – Девушка начинает объяснять, как найти работу знаменитого китайского художника-диссидента.

Работу Вейвея, преследуемого на родине из-за оппозиционных взглядов, на ArtPlay запрятали так, что без подсказки не найти. Обнаружив же видео, слегка разочаровываешься. «Пекин: второе кольцо» впечатляет совсем не так, как, например, инсталляция из тысяч рукотворных фарфоровых семечек, которую выставлял Tate. Тут Вейвей, как и в других работах, вновь говорит о почти бесконечном множестве: в этот раз – потоком машин, движущихся по дороге китайской столицы. Вообще, звезд на биеннале достаточно. Есть работы немца Нео Рауха, одного из самых модных сегодня художников. Комната отведена проекту Кристофа Шлизенгифа, посмертно отмеченного в этом году «Золотым львом» в Венеции: множество шкафчиков с глазками, заглянув в которые, видишь картины жизни трущоб в Намибии. В ЦУМе крутят фильм Ребекки Хорн: «Лунно-зеркальное путешествие» – о перформансах художницы за последние четверть века.

Политика и не только

Прошлую биеннале некоторые обвиняли в излишней развлекательности. В нынешней она тоже присутствует. Но многие работы говорят о социальных и политических проблемах. Герхард Рихтер (кстати, еще одна звезда) работой «Сентябрь» вспоминает о трагедии башен-близнецов. Проект Михаэля Белицкого и Камиллы Б. Рихтер – забавная «стрелялка», но навести курок и «убить» можно тех, кто у всех на устах: на экране – изображения топовых персонажей Твиттера. Ахмет Огют предлагает решить известную задачку: перевезти на лодке людей с берега на берег. С той разницей, что один из участников задачки – террорист-смертник, при котором «подозрительная сумка». В работе Т.В. Сантоша террористами становятся собаки: ряды серебристых псов ждут, когда на счетчиках высветится время взрыва. Кижонг Дзин рассуждает о засилье нефти. Юген Теруя, вырезающий из пакетиков от фастфуда кусты и деревья – о проблемах экологии. Словом, если это и шоу, то шоу со смыслом, говорящее о том, что в нашем мире действительно есть вещи, которые стоит переписать.