Людмила Буркина
14 сентября 2011

Осень в Абрамцево: культурное поместье

В этой скромной подмосковной усадьбе в конце XIX века жили русские художники, картины которых теперь являются шедеврами Третьяковской галереи.

Железнодорожный магнит

От Ярославского вокзала до Абрамцево примерно час с четвертью на электричке. Можно, конечно, ехать и на авто. Но на поезде более логично. Как-никак последний владелец усадьбы, известный меценат Савва Иванович Мамонтов, был еще и директором Московско-Ярославской железной дороги (за что ему, кстати, поставлен памятник у сергиево-посадского вокзала). В один прекрасный день Мамонтова обвинили в финансовых махинациях, арестовали и отдали под суд. А затем оправдали и разорили. Дорога отошла в казну, все имущество было распродано. К счастью, Абрамцево было записано на имя жены…

Тропинка в лесу

Для поездки лучше выбирать утро воскресенья – в это время в сторону области мало кто едет. Можно успеть и погулять, и вернуться обратно, не застав волны мигрирующих дачников. Сойдя на станции «Абрамцево» – пустынной и тихой, прямо посреди леса, – вы сразу окунетесь в атмосферу русской сказки. Почти дремучий лес с высокими елями, заросшая тропинка, затянутая ряской речка. Кажется, вот именно тут, у омута, Васнецов и увидел свою Аленушку. Впрочем, музейных указателей у платформы нет. Чтобы долго не плутать, перейдите на противоположную сторону железной дороги и держитесь тропинки, что пойдет перпендикулярно станции. В ней угадываются следы цивилизованной дорожки – асфальтированной и с фонарями. Минуя деревянный мостик, заросли малины, пройдя вдоль оврага, затем через речку Ворю, минут через двадцать вы окажетесь напротив входа в усадьбу. Возможно, у ограды будет
сидеть довольно дружелюбная Баба-Яга.

Место силы

Искусственно создавать сказочное настроение здесь и не требуется. Оно просто разлито в воздухе. И не сказать, чтобы была тут какая-то невероятная красота: и парк, и сама усадьба явно нуждаются в реставрации. Главный дом еле жив – увы, давно уже не пускают посетителей в ту самую, некогда залитую солнцем столовую, где Серов писал дочку Мамонтова Верушу – знаменитую «Девочку с персиками». Закрыта «Мастерская» с каминами Врубеля, укрыты под навесами каменные бабы, которых Мамонтов привез из харьковских степей, покосилась лестница бани-теремка. Но все равно это место хранит удивительное ощущение подлинности (останется ли оно после реставрации?). Все так же красиво желтеет по осени трехсотлетний дуб. И не нужно особо напрягаться, чтобы представить себе веселую и бесшабашную братию художников, которых щедрый Савва собрал под свое крыло и дал им полную волю – твори не хочу.

Абрамцевский кружок

Неформальное творческое объединение под патронатом Саввы Мамонтова. Действовало в 1870–90-х. Среди его членов были Репин, Серов, братья Васнецовы, Коровин, Левитан, Остроухов, Поленов и др. Художники особый интерес проявляли к русскому народному творчеству, собирали предметы декоративно-прикладного искусства, организовали столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские. Ставили любительские спектакли (где в том числе участвовали Шаляпин и Станиславский), для которых сами делали декорации и костюмы.

Сделано в Абрамцево (смотрите в Третьяковской галерее):

  • В. Серов. «Девочка с персиками»
  • В. Васнецов. «Аленушка» и «Три богатыря»
  • М. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»
  • И. Репин. «Крестный ход в Курской губернии»

Там русский дух...

Церковь Спаса Нерукотворного – один из плодов этого творчества. Строили ее всей артистической колонией, все – от проекта до декора и церковной утвари – делали сами, даже Мамонтов работал как каменотес. Теперь этот храм считается первой постройкой в так называемом неорусском стиле – модерновая интерпретация древнерусских традиций. Рядом с каноническими иконами – образа, написанные в реалистической манере. «Спас» над входом в храм – работа Поленова, «Богоматерь» – Васнецова. По соседству с храмом еще один васнецовский шедевр – «Избушка на курьих ножках», фантастическая сказочная беседка. На фронтоне резная сова, ставшая теперь символом Абрамцево. Прямо за беседкой тропинка в овраг, к речке, и липовая аллея – к главному дому. На скамейке кто-то забыл яблоки, а может, положил специально, для красоты.

Аленький цветочек

До Мамонтова имение принадлежало Сергею Тимофеевичу Аксакову, который, собственно, и задал здесь сказочную тему – написал свою знаменитую историю про красавицу и чудовище. Главный усадебный дом, построенный еще в конце XVIII века, помнит частых гостей Аксакова – Тургенева и Гоголя. Одна из комнат посвящена 200-летнему гоголевскому юбилею. Здесь, среди книг и портретов, есть и личные вещи писателя – например, дорожный сундучок, который раскладывался в небольшой письменный столик. Вообще в доме на удивление много подлинных вещей, принадлежавших Аксакову, – мебель, картины, книги. Это заслуга Мамонтова – известно, что он собирал их по антикварным лавкам. Помимо аксаковской, здесь есть и мамонтовская экспозиция. На картинах Поленова и Коровина – такие же пейзажи Абрамцево, как и сейчас за окнами. Карандашные наброски, эскизы, фотографии. Вариант васнецовской «Аленушки». Врубелевская печка-лежанка. И великолепные деревянные резные стулья, кресла, шкафы и буфеты, созданные в здешних мастерских. На обратном пути, выйдя из электрички, киньте взгляд на Ярославский вокзал. Здание, построенное Шехтелем, украшают керамические панно – они тоже родом из Абрамцево.

Музей-заповедник «Абрамцево»
Моск. обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Абрамцево, Музейная ул., 1
(916) 278-45-42, (496) 543-24-70 www.abramtsevo.net
музей открыт: ср–вс 10.00–18.00, парк 10.00–19.30 билет – от 95 р.

Отзывы о «Осень в Абрамцево: культурное поместье»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

до 4 фев | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, скульптура до 4 фев

До абсурда и жути жизнерадостный поп-арт из Японии.

Выбор редакции

до 14 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, графика до 14 янв

Московский дебют главных художников Австрии.

до 18 фев | Еврейский музей и Центр толерантности, графика, живопись, фотография до 18 фев

Большая ретроспектива дизайнера-авангардиста.

Выбор редакции

24 ноя — 25 фев 2018 | Рабочий и колхозница, графика, живопись, фотография 24 ноя — 25 фев 2018

Казимир Малевич для масс: все ипостаси иконы авангарда.

до 31 янв | ArtPlay, мультимедиа до 31 янв

Проект, посвященный творчеству одного из мастеров Северного Возрождения.

до 14 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, историческая до 14 янв

Рассказ о еврейском сообществе в первые годы после революции.

От пионера абстрактной скульптуры Бранкузи до безумного японского поп-арта.

до 30 янв | Фонд In Artibus, графика, живопись, историческая до 30 янв

Первый показ богатейшей частной коллекции авангарда.

до 22 дек | Наши художники, графика, живопись до 22 дек

Африканские мотивы от участника «Мира искусства».

Выбор редакции

до 21 янв | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись до 21 янв

Экспрессивная живопись безумного классика-маргинала.

до 10 дек | Галерея на Солянке, мультимедиа, интерактивная программа до 10 дек

Интерактивный аттракцион к 85-летию дома моды.

Лишенный секса Эгон Шиле, ласковый дождь вместо водопада радиации и другие способы пощадить чувства посетителей выставок.