Татьяна Беляева
13 июля 2011

Путешествие на шоколадную фабрику

«Ваш досуг» сходил на экскурсию на шоколадную фабрику «Красный Октябрь», объелся конфет, испытал эйфорию и узнал, для чего был нужен шоколад императору Монтесуме.

Когда в редакцию пришло приглашение на экскурсию по шоколадной фабрике, все заволновались – кому идти. Специалист по операм поведала, что это ее давняя мечта – увидеть, как делаются конфеты. Редактор рубрики Wellness даже готова была пожертвовать презентацией гламурного массажа. Такого ажиотажа редакция не видела со времен первых московских гастролей Cirque du Soleil. Да и то, с цирком все было более-менее понятно – костюмы, трюки... А тут фантазии рисовали некую сладостную картинку из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» – шоколадные реки, клубничная помадка, водопады из суфле, танцы племени умпа-лумпов и Джонни Депп в роли зловещего конфеточного божества. Умпа-лумпов и Джонни Деппа на экскурсии не оказалось, зато шоколадные реки и водопады из суфле, пусть и в несколько футуристическом виде, присутствовали. Но – по порядку.

Ориентируемся по запаху

Просто так, с улицы, на фабрику не попасть. Здесь жесткая система охраны и масса кордонов. Пищевое производство – вещь серьезная, почти как военный объект. Единственная лазейка – записаться на экскурсию в Музей истории шоколада и какао (сокращенно «МИШКа»), который как раз и располагается на территории фабрики «Красный Октябрь». Не той, где сегодня происходит вся модная арт-жизнь (Берсеневская набережная), а настоящей фабрики – с корпусами, цехами, конвейерами и производством. Она находится близ метро «Красносельская». О том, что где-то здесь делают шоколад, прохожий догадается сразу, по запаху. Ориентируясь по нему, он выйдет к гигантскому зданию из темно-красного кирпича – кажется, что сами стены сладкие на вкус. Экскурсия в «МИШКу» включает знакомство с музейной экспозицией (один час), посещение реальных производственных цехов (пн–чт) или занятие в творческой мастерской «Я – кондитер» (пт, сб). О том, какой именно бонус (цеха или мастерскую) вы получите, нужно заранее договариваться по телефону.

Подарок бога

Сам музей – на пятом этаже главного корпуса фабрики (вход через проходную, с ул. Лобачика, 1) – представляет собой два зала, заполненных раритетными предметами, связанными с историей шоколада. Сначала мы попадаем в комнату индейцев майя. Экскурсовод рассказывает о том, что какао-плоды (похожие на кокосовые орехи) первыми распробовали именно майя. В каждом какао-плоде содержится по несколько какао-бобов. Из них индейцы готовили особый напиток – шоколаки. Надо полагать, напиток был ядреный – туда входили странные ингредиенты: мед, сок агавы, перец чили и ваниль. Мало того что шоколаки обладал наркотическим эффектом (его давали раненым), так еще и действовал наподобие виагры. Император Монтесума за  ночь выпивал по 15 (!) порций. Индейцы были уверены, что этот волшебный плод подарил им бог Кукулькан – похожее на дракона верховное божество майя (к слову, именно ему приносят человеческие жертвы в фильме «Апокалипто»). В экспозиции музея есть множество реальных древних экспонатов из Южной Америки: кувшины, статуэтки, камни для растирания какао-бобов, чаши.

Индейцы и «Аленка»

Музейная экспозиция устроена максимально интерактивно – некоторые экспонаты можно трогать руками, нюхать и даже пробовать на вкус (для нетерпеливых). Множество модных экранов, которые «перелистываются», как страницы в iPad, – пальцем. Показывают 3D-мультики. Есть даже маленькая комнатка, имитирующая средневековый корабль, – здесь вам расскажут, как испанцы везли какао-бобы в Европу. Мониторы на стенах изображают бушующее море: если напрячь воображение, можно почувствовать качку.

Второй зал гораздо больше первого. Здесь представлена «жизнь» шоколада в Европе. После того как жестокий Кортес фактически истребил майя, он наводнил Испанию какао-бобами. Благодаря ему мы и знаем шоколад. Как сказал один журналист: «Теперь, покупая «Аленку», мы должны думать о геноциде индейцев». Это единственная грустная мысль, которая посетит вас во время экскурсии.

4 какао-боба = 1 кролик

Гуляя с экскурсоводом по залу, мы узнаем, к примеру, что Испания долгое время считала рецепт шоколада государственной тайной (за попытку вывезти его за пределы страны людей казнили). Что кардинал Ришелье лечился шоколадом от усталости. Что в Россию шоколад в середине XVIII века привезла Анна Иоанновна. Что за 4 какао-боба продавали кролика. Потом вам детально объяснят (и покажут), как из какао-бобов получается плитка шоколада (процесс длится десятки часов). Наконец-то выяснится, из чего делают белый шоколад! Не из сгущенки, как мы все думали, а из масла какао, которое почему-то при сжатии меняет цвет. Отдельная тема – первые шоколадные фабрики России: товарищества Абрикосова (из него вырос «Бабаевский») и Эйнема (нынешний «Красный Октябрь»).

Очарование экспозиции придают старинные коробочки из-под шоколада и печенья, рекламные открытки, конфетные фантики, молочницы и шоколадницы, из которых угощались сластями царицы. Заканчивается экспозиция музея советским временем: рекламой Моссельпрома, стихами Маяковского о шоколаде (экскурсовод читает их очень темпераментно), плитками шоколада, которые изготавливали специально для солдат, гигантскими коробками конфет, которые Брежнев брал с собой в капстраны – хвастаться, и так далее. Ну а дальше начинается самое интересное.

В цеха, в цеха!

Представьте себе – целый час вы слушали разные истории про шоколад, конфеты, желе, суфле, цукаты и марципаны. Воображение растревожено не на шутку (сладкоежки поймут)... Посещение музея закончено. Впереди – святая святых, место, где делаются шоколадки. Даже видавшие виды журналисты в этот момент притихли и внутренне собрались. Глаза у всех заблестели, дыхание участилось (как заметили потом в редакции, автор этих строк после похода на фабрику целый день пребывал в состоянии эй фории: видимо, про Монтесуму – это правда).

Прогулка по производственным цехам – самая вкусная во всех смыслах часть экскурсии. Сначала у вас отбирают личные вещи и запирают их в специальной комнате. Затем выдают медицинский халат, шапочку и бахилы. Долго везут куда-то на лифте. Инструктируют: «Ничего не трогать, есть только из моих рук!» Дегустация (пробовать можно сколько угодно) обязательно входит в программу экскурсии. Перед самыми дверями в цеха запах становится одуряющим. Ощущение, что ты попал в ванильно-молочно-шоколадное облако и теперь будешь в нем жить. В общем, кайф.

Наконец заветные двери открываются, и мы оказываемся внутри. Первое ощущение – ты в поликлинике. Кафельные стены, металлические шкафы, люди в белых халатах (смотрят очень строго). И бесконечные конвейеры с конфетами в глазури и без. Шоколад льется из гигантских чанов под потолком (так и тянет подставить ладони). Суфле к будущему «Птичьему молоку» катится аппетитным полотном. Формочки для «Аленки» вибрируют, чтобы шоколадная масса легла равномерно. Похожие на добрых терминаторов роботы молниеносно оборачивают конфеты «Коровка» оберткой. 300 штук в минуту.

Ешьте еще

«Пожалуйста, ешьте», – просит экскурсовод, загребая с конвейеров пригоршни суфле. Начинается буквально оргия. Журналисты набрасываются на экскурсовода, как оголодавшие собачки. Хватают конфеты из ее рук (в перчатках), просят еще, смотрят друг на друга безумными глазами. «Ешьте еще!» – призывает добрая фея. Это действительно похоже на осуществившуюся мечту (оперный критик была права). Минут пятнадцать мы просто ходим и едим. Нуга, «Мишка косолапый», «Буревестник». Без глазури даже вкуснее. Каким-то образом экскурсовод умудряется параллельно что-то рассказывать: про то, как фотокорреспондент Александр Геринас сфотографировал свою дочь, и эта фотография потом стала «Аленкой». Про то, из чего делаются недорогие конфеты (из обломков элитных сортов). Про то, что частица шоколадной массы должна быть в диапазоне от 5 до 25 микрон. Если крупнее, во рту будет как бы песок. Если мельче – глина.


Мы видим улыбчивых тетенек, которые укладывают конфеты в коробки (те самые таинственные «укладчицы № 17»), парней, которые флегматично сбрасывают чуть неудавшиеся конфеты в корзину (вопрос «а вы не хотите это съесть?» вводит их в недоумение: зачем?). Женщина, которая следит за ножами, разрезающими будущие «Трюфели в глазури», смеется, глядя на нас: наши рты и руки перепачканы шоколадом. Нас ведут мыться. И в общем-то, мы наелись и счастливы – экскурсия получилась роскошной. Правда, после нее всем как-то одновременно захотелось соленого. «А вы не думали напротив фабрики открыть магазин селедки?» – сытые журналисты принялись креативить. «Самое смешное, что когда-то у нас тут продавались соленые огурцы. И знаете, шли хорошо». Остается добавить, что всем посетителям экскурсии на выходе дарят сладкий сувенир. Но где-то дня два на него и смотреть не хочется.

Отзывы о «Путешествие на шоколадную фабрику»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

25 апр — 16 сен | Московский музей современного искусства на Петровке, инсталляция, скульптура 25 апр — 16 сен

Выставка как спектакль длиной в пять месяцев.

Выбор редакции

28 мар — 22 июл | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись 28 мар — 22 июл

Да Винчи, Рембрандт и другие старые мастера.

Выбор редакции

17 апр — 25 июл | Патриаршие палаты, декоративно-прикладное искусство 17 апр — 25 июл

Утонченный быт средневековья.

Выбор редакции

6 мар — 15 июл | Новая Третьяковка, графика, живопись 6 мар — 15 июл

Большая выставка актуального классика.

15 мар — 27 мая | Еврейский музей и Центр толерантности, научная, историческая, мультимедиа 15 мар — 27 мая

Высокотехнологическая утопия.

27 апр — 22 сен | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, графика, скульптура 27 апр — 22 сен

Книги, оформленные ведущими скульпторами.

26 апр — 15 июл | ВДНХ, декоративно-прикладное искусство 26 апр — 15 июл

Наряды середины XX века от Dior, Patou, Lanvin, Cardin и советских модельеров.

Самые важные выставки главного арт-фестиваля весны: от календаря Pirelli до классики японской фотографии.

Выбор редакции

18 мая — 24 июн | Мультимедиа Арт Музей, фотография 18 мая — 24 июн

Эффектные портреты диких животных.

27 апр — 21 июн | Галерея на Солянке, видео, инсталляция, скульптура 27 апр — 21 июн

Занимательное искусство на тему созерцания.

Еда, голограммы и другие способы по-новому почувствовать искусство в Москве.

14 мая — 17 июн | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, инсталляция, фотография 14 мая — 17 июн

Брейк-данс и хип-хоп в «барочных» снимках Сергея Сапожникова.