В Венеции открылась биеннале современного искусства — смотр достижений мировой арт-сцены за последние два года. «Ваш досуг» советует до октября попасть в этот город на воде и рекомендует, что и где смотреть из актуального искусства.


Венеция хороша в любом раскладе. Но один раз в два года она превращается в артистическую Мекку – это когда здесь проходит Венецианская биеннале, которой уже более столетия. Затея с искусством возникла на волне всемирных выставок конца ХIХ века. До сих пор каждая страна в своем месте (павильоне, дворце или просто на открытой площадке) представляет собственную выставку (а то и несколько). Всякий раз зрителям напоминают: не пытайтесь обнаружить у русских матрешек, а у китайцев – вазы. Современное искусство глобализировалось еще раньше экономики.

Мы решили рассказать и показать, кто правит бал в этом году. Кстати, в отличие от других фестивалей на Биеннале призы вручают в самом начале. Сразу ясно, на кого ориентироваться. Итак, лучше один раз увидеть. Предлагаем три маршрута по фесту в зависимости от времени пребывания в Венеции.


Испанский художник Мауриццо Каттелан рассадил по всем залам главного павильона муляжи голубей.


Один день в Венеции

Это, конечно, безумная авантюра, но при большом желании в Венецию можно «заскочить» на один день даже из Рима. Поезд идет 3,5 часа в один конец. Из Флоренции и вовсе на час быстрее. От вокзала на вапоретто (своего рода речном трамвае) или на водном такси нужно плыть прямо до Городских садов (Giardini).

По пути, само собой, будете любоваться Гранд-каналом (красивейшей улицей  мира). Обратите внимание на вывески с красным крылатым львом на некоторых дворцах – это музеи или выставки современного искусства. Вот Палаццо Пападополи, где киевский миллиардер Пинчук учредил свой арт-приз и выставил претендентов со всего мира. А вот владение другого миллиардера, Франсуа Пино – Палаццо Грасси с огромным музеем внутри. На другом берегу – Музей Пегги Гуггенхайм со своим набором contemporary art. Неподалеку Дворец Фоскари, где Эрмитаж показывает выставку Д.А. Пригова… И так до площади Сан-Марко.

Сады – место сосредоточения основных павильонов. Они чем-то напоминают нашу ВДНХ – только зелени побольше и павильоны поменьше и поразнообразнее.

При входе вместе с билетом (20€) вы получите карту расположения всех стран. Сначала стоит пойти в главный павильон, где приглашенный куратор швейцарка Биче Куригер создала выставку-преамбулу (главную по статусу на Биеннале) с заковыристым названием ILLUMInations. Вроде как речь об «иллюминации», но в то же время и о «нациях». Собрала работы художников со всего мира, выделив самых актуальных. Впрочем, не удивляйтесь, когда увидите, что первый зал отдан трем огромным картинам Тинторетто, прославленного живописца XVI века. Так устанавливаются исторические связи и переклички. У кого еще найдешь подобную световую феерию?

Начинаем путешествие по странам и континентам. В павильоне «Россия» вам предстоит столкнуться с инсталляцией концептуалиста Андрея Монастырского. В принципе это настоящий прорыв – обычно Россию концептуалисты не представляли. Обязательно дойдите до «золотого треугольника» – эту троицу составляют павильоны Франции, Англии и Германии. Огромная очередь стоит в павильон Америки – там каждые 15 минут идут спортивные перформансы. Скучно точно не будет.

Если останутся силы (а их надо оставить) – примерно в 20 минутах ходьбы (идти по указателям) будет Арсенал (Arsenale). Это бывшие судоходные верфи, превращенные в выставочные залы. Там – продолжение проекта ILLUMInation (даже более масштабное и эффектное, нежели в садах).


Российский павильон выглядит очень концептуально: Андрей Монастырский создал инсталляцию об андеграунде.

Увидеть и понять:

  • Почему павильону Германии дали главный приз Биеннале?
  • Что означают нары в павильоне России?
  • Чем захватили жюри Биеннале работы «лучшего молодого  художника» Харун Мирза?
  •  Искусство или не искусство «лучшее произведение» Биеннале «Часы» Кристиана Марклая?

Два дня в Венеции

Двух дней будет достаточно, чтобы сначала осмотреть Сады и Арсенал, а потом переключиться на выставки, разбросанные по городу. Что касается программы первого дня, помимо павильонов (все, о чем сказали выше), хорошо, не спеша пройдитесь по Арсеналу: там вы обнаружите огромную выставку итальянского искусства, экспозицию Китая (как всегда, построенную на эффектной восточной экзотике) и даже впервые выставленное искусство Арабских Эмиратов (поразительно, что тон здесь задают женщины).

Второй день можно посвятить детальной поездке по Гранд-каналу. Это шанс увидеть дворцы, закрытые в обычные дни, да еще с выставками. Если начинать с самого устья, то в качестве преамбулы можно зайти в зал Аббатства Сан-Грегорио (Abbazza di San Gregorio), где показывают новейшее азиатское искусство (выставка Future Pass). Но если вас не прельщают геополитические проблемы, вполне резонно начать с очень яркой и декоративной выставки Glasstress-2011 (Палаццо Кавалли Франчетти). Венецианцы напоминают, что они славны стеклом (особенно муранским) – оттого заказывают самым именитым художникам композиции из стекла. Выставка в прямом смысле феерическая – блеск и сияние.

Потом на выбор: вы можете осмотреть уже упоминавшуюся экспозицию в Палаццо Грасси под протекторатом Пино (ее название – «Мир принадлежит тебе») либо (и это более заманчиво) заглянуть во Дворец Корнер делла Реджина, где свою коллекцию  показывает Фонд Prada (принадлежащий, соответственно, Модному дому Prada). На десерт – одна из самых эстетских выставок Биеннале открыта в Палаццо Фортуни. У нее латинский заголовок TRA – как художники преодолевают границы жанров и традиций.


Инсталляция южноафриканского художника Николаса Лхобо. На Биеннале поддерживают экзотическое искусство.

Увидеть и понять:

  • Кто такой Франц Вест и за что его наградили почетным «Золотым львом»?
  • Кто близок сердцу Миуччи Прада?
  • Если раньше картину сравнивали с окном, с какой частью дома ее сравнивают сегодня?

Уик-энд в Венеции (3 дня)

Само собой, это оптимальный срок для общего знакомства с Биеннале. Для начала выполняем всю вышеизложенную программу. Естественно, с вариациями. Не исключено, что кто-нибудь захочет посмотреть видеоинсталляцию («Вечеря Девы Марии») в знаменитой Скуоле Сан-Рокко.

На третий день можем себе позволить чуть более отдаленные маршруты. За отправную точку возьмем площадь Сан-Марко. Здесь, в Музее Коррер, проходит выставка одного из основоположников поп-арта, а по совместительству – известного режиссера Джулиана Шнабеля (заодно осмотрите великолепную коллекцию старого венецианского искусства).

Сев на кораблик, отправляйтесь на Сан-Джорджо: в главной церкви этого небольшого островка прямо напротив Сан-Марко возвели громадную инсталляцию лучшего скульптора современности Аниша Капура. Еще одна остановка – и вы сможете  осмотреть российский проект Modernicon (наши лучшие художники последнего десятилетия).

Еще более романтичный вариант – взять гондолу и попробовать добраться до церкви Санта-Мария делла Мизерикордия. Там свою скульптуру из каррарского мрамора разместил отъявленный скандалист и звезда театра Жан Фабр.


Провокационная статуя Жана Фабра «Пьета» на первый взгляд кажется чистой классикой. Вместо Христа – тело художника.

Увидеть и понять:

  • Как из разбитых тарелок можно собрать портрет?
  • Что такое «дух святой» у Аниша Капура?
  • Чем «Пьета» Фабра отличается от «Пьеты»
  • Микеланджело?