В рамках Года Италии в Кремле открывается выставка «Сокровищница Медичи». Драгоценности прославленной флорентийской династии привозят из лучших музеев «колыбели Возрождения».

Это семейство недаром прозвали «крестными отцами Ренессанса». Выходцы из простонародья, они обладали почти безграничной властью над родной Флоренцией, сажали родню на папский престол и даже дотягивались до трона Франции. Для тех, у кого под рукой богатейший банк Европы, ничего невозможного нет. Но столь же решительно они отсчитывали флорины на меценатство и спонсирование гениев. Страстные коллекционеры, Медичи оставили родному городу одно из величайших собраний живописи и скульптуры – Уффици. Не говоря уж о бессчетном количестве предметов декоративно-прикладного искусства, которые со временем рассеялись по флорентийским музеям. Часть этой коллекции – камеи и вазы, монеты и медали, предметы из хрусталя, бронзы и слоновой кости, собиравшиеся столетиями, – сейчас привезли в Москву.

Все экспонаты выставки расположились в хронологическом порядке, так что получается осмысленный сюжет – не столько о вещах, сколько о стоящих за ними людях. О возвышении и угасании рода и вкусах его неординарных представителей, портреты которых представлены тут же. Причем начинается этот сюжет без разгона – сразу с коллекции Лоренцо Великолепного (1449–1492), самого харизматичного из Медичи.


Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного.

Страсть к искусству была у него в крови: еще дед Лоренцо, банкир и политик Козимо Старший, щедро жертвовал на строительство дворцов, библиотек, церквей. При нем Флоренция вступила в свой золотой век, правление Лоренцо стало его кульминацией. Прозвище Великолепный было всего лишь вежливой формой обращения, но Лоренцо оно подходило как нельзя лучше. Некрасивый человек с кривым носом, жидкими волосами, землистым цветом лица, каким он смотрит на нас с портретов, Лоренцо был обезоруживающе умен и обаятелен, писал неплохие стихи сам и за версту чувствовал талант в других. Недаром в годы его правления в Палаццо Медичи почти на семейных правах жили Боттичелли и Микеланджело. Что любопытно, при столь тесной дружбе с художниками всего дороже ему была не живописная или скульптурная  часть своей богатой коллекции, а собрание камней.

Интерес первых Медичи к вещам «в античном вкусе», в том числе ювелирным камням, геммам, понятен. Тут и ренессансная любовь ко всему, что связано с античностью, и желание приобщиться к славе Древнего Рима. Сами Медичи голубой кровью похвастать не могли: свой род они вели от придворного врача Карла Великого. Но они правили Флорентийской республикой и хотя бы поэтому считали себя преемниками легендарных вождей республики Римской.


Камея с двойным профильным портретом герцога Козимо I и его супруги Элеоноры Толедской.

На одной из камей «под античность», привезенных в Москву, – вырезанное из сердолика изображение Савонаролы, фанатичного монаха-доминиканца, который предсказал закат роду Медичи и фактически управлял городом после смерти Лоренцо. Эта камея была одним из самых ценных предметов в коллекции следующего великого Медичи – Козимо I (1519–1574). К тому времени как Козимо был призван к власти, воспоминания о мрачном времени правления Савонаролы и о его ужасном конце, когда проповедника сначала повесили, потом сожгли, а прах для верности сбросили с моста Понте Веккьо, успели поблекнуть. Суровый профиль самого Козимо, который первым из Медичи стал официальным властителем Флоренции и правил городом железной рукой, можно видеть на камее, где он изображен вместе со своей женой Элеонорой Толедской.

Во времена правления сына Козимо, великого герцога Франческо I (1541–1587), коллекция Медичи пополнилась вазами в форме зверей и птиц и другими причудливыми изделиями из полудрагоценных камней – «пьетре дуре». Минералогия была страстью великого герцога – как и другие естественные науки. В Палаццо Веккьо, куда к тому времени перебрались на жительство Медичи, и сейчас можно видеть Студиолу Франческо I – мрачную комнату, где он уединялся для алхимических опытов, а заодно хранил коллекцию минералов. По инициативе великого герцога в городе появились мастерские, производившие прелестные вещицы из горного хрусталя, сосуды из полудрагоценных камней и даже фарфор. Мировую славу эти мастерские снискали в годы правления младшего брата Франческо, Фердинанда I (1549–1609), когда здесь освоили производство флорентийской мозаики – «живописи» из ценных пород камня. На выставке представлен портрет благообразного синьора в жабо, выполненный в этой трудоемкой технике. Это сам Фердинанд I – мудрый  политик, любитель оперы. А заодно, как недавно выяснили ученые, отравитель своего брата Франческо, подсыпавший ему мышьяка.


Фламандская мастерская. «Стрекоза», XVII век

После смерти Фердинанда власть перешла к его сыну Козимо II (1590–1621), и это было началом упадка Флоренции: новый великий герцог не унаследовал политического дара предков. Зато ген собирательства был при нем, и сокровищница Медичи продолжала расти. Козимо II пополнил ее многочисленными вещами из слоновой кости: среди них были и сложные композиции религиозного содержания, и безделушки вроде статуэтки любимой собачки жены герцога.

К XVII веку от былого авторитета Медичи – отцов города – остаются одни воспоминания. А в 1737 году, со смертью последнего великого герцога – гомосексуального и бездетного Джана Гастоне – пресекается и сама династия. Оставалась еще сестра Джана Гастоне, Анна Мария Луиза, но как женщина она не могла наследовать титула. Зато она могла завещать родному городу сокровища своей семьи, и она это сделала: перед тем как Флоренция перешла к герцогам Лотарингским, Анна Мария Луиза заручилась обещанием нового правителя, что коллекция произведений искусства, собранных ее предками, не покинет города. От этой достойной женщины в сокровищнице Медичи остались украшения из золота, эмалей, драгоценных камней. Самый трогательный экспонат выставки – миниатюрная скульптура, представляющая собой золотую колыбельку: внутри закреплена большая жемчужина, изображающая одеяльце, из-под которого виднеется головка младенца. Анна Мария Луиза получила этот подарок от супруга с пожеланием рождения наследника, которое так и не осуществилось.

Добавим, что выставки такого размаха, посвященной итальянскому декоративно-прикладному искусству, в Москве еще не было: экспонаты для нее предоставили Музей серебра Палаццо Питти, музей Барджелло, Галерея Палатина, Галерея Уффици – лучшие музеи Флоренции.