С разницей в два дня Дом Фотографии открыл две крупные исторические выставки – одна посвящена Горбачеву, другая – Ельцину. Идти стоит на обе, но для начала сравним экспозиции, чтобы почувствовать разницу.

«Михаил Горбачев. Perestroika»

Где и как это выглядит: Центральный Манеж. Огромный зал цокольного (подземного) этажа поделен на сектора (разные аспекты жизни общества), много места и воздуха.

Повод: 80-летие первого президента СССР (отмечается 2 марта).

Время и лозунги: С 1986 по 1991 годы. Новое мышление, гласность, перестройка.

Идея выставки: «Это попытка представить перестройку как время диалога, когда политика пересекается с художественным андеграундом, неофициальная культура становится легализованной, люди знакомятся с ранее запрещенной литературой».

Лучший кадр: 1986 год. Рейкьявик. Михаил Горбачев с супругой сходят по трапу самолета; под порывом ветра он пытается удержать шляпу. Кадр выстроен так, что кажется, будто смущенный политик прячется за спину невозмутимо улыбающейся Раисы Максимовны.


Фото: Забытая примета горбачевского времени – номера очередников в магазинах. (Павел Кассин. «Запись на покупку мяса». 1990 год)

Главный герой: портретов Горбачева на удивление мало, нет никаких семейных и сугубо личных фотографий, зато много снимков богемы, интеллектуальных и художественных лидеров (Солженицын, Сахаров, Мамонов, Агузарова, Цой).

Цитата по случаю: дочь Горбачева Ирина Вирганская (вице-президент «Горбачев-Фонда», организатора проекта): «Выставка не об отце, она о том шансе, который давала нам перестройка. Шанс на свободу слова, на возможность съездить за границу, шанс для неофициального искусства выйти из подполья. Это было время перемен и больших надежд. Потом уже оно обросло негативными мифами. Мы такой народ, что склонны мифологизировать историю. Так вот мы стремились показать историю непредвзято, без всяких платьев и ностальгии с одной стороны, и без сведения счетов – с другой».

Исторические снимки: авария на Чернобыльской АЭС, пустые прилавки (серия Павла Кассина), падение Берлинской стены, встреча с Рейганом, возвращение из «отпуска» (после попытки правительственного переворота).

Чем заканчивается: последний зал – арт-объекты андеграундных художников и «бумажных» архитекторов. Самый эффектный – транспарант Андрея Филиппова «Умри» (1983).

«Борис Ельцин и его время»

Где и как это выглядит: новое здание Московского дома фотографии, на самом последнем, 6-м этаже. В центре зала установлены перегородки, обклеенные газетами 1990-х, и на этих «обоях» размещены снимки тех лет.

Повод: 80-летие первого президента России (отмечается 1 февраля). Время и лозунги: 1990-е. Приватизация, Леня Голубков, «Поле чудес», «Богатые тоже плачут», «Конфетки-бараночки».

Идея выставки: «Завершилась эпоха, чей изобразительный ряд невероятно пестр, эклектичен, экстатичен. Историческая истерия. 1990-е начинались еще с черно-белых фотографий, прорвались через годы, густо выкрашенные в цвет крови, и завершились бешенством цветов, сменяющих друг друга, как в детском калейдоскопе».

Лучший кадр: 1995 год. Борис Ельцин и Билл Клинтон во время пресс-конференции перед домом Рузвельта. Оба, едва сдерживаясь, готовы свалиться от смеха, как нашкодившие студенты. По какому поводу веселье на официальном брифинге, так никто и не узнает.

Главный герой: во всех видах и проявлениях (от дачной рыбалки до кремлевской присяги). Лидируют фотографии, где Ельцин изображен на заводе, рынке или на митинге в окружении толпы. Ему явно нравилось вести народ на баррикады.

Цитата по случаю: «В день рождения я всегда прятался от многочисленных поздравлений. Прятался, естественно, не дома или в обкоме, там бы все равно нашли, а ехал в какой-нибудь отдаленный район и встречался с людьми на фермах, на полях, в общем, где найти меня было невозможно» (из книги Б. Ельцина «Исповедь на заданную тему»).

Исторические снимки: конкурс «Московская красавица», юбилей Москвы, убийство Холодова, Чечня.

Чем заканчивается: 2000 год, инаугурация В.В. Путина во дворе Большого Кремлевского дворца. Ельцин, наблюдая проход караула, трет слезящиеся глаза, Путин сочувственно склоняет голову.