В Центральном доме художника открылась небольшая выставка, которая позволяет на некоторое время перенестись из заснеженной Москвы в сказочные дали.


 По стенам зала №9 развешено около сорока крупных пейзажных фотографий, сделанных  Дмитрием Архиповым и Олегом Гапонюком во всех концах земли. Они действительно объездили весь мир — пять из шести материков (кроме Антарктиды), поэтому выставка и называется «Пять сторон света». Места для панорамных снимков выбраны в основном дикие и безлюдные, а те кадры городов, которые представлены на выставке, сделаны так, что даже огромные человеческие муравейники кажутся пустынными сказочными громадами.

Перед каждой фотографией надо стоять подолгу, всматриваясь в детали и перспективные глубины. Если увлечься медитацией, то туманные дали начинают раздвигаться, будто киноэкран в 3D, втягивая зрителя в удивительный горный пейзаж. Вспоминается, что раньше про пейзажных живописцев говорили, что создавая картину, они пытаются соревноваться с Богом — глядя на эти снимки начинаешь радоваться, что научно-технический прогресс достиг нынешней стадии развития. Благодаря камере человек больше с ним не соревнуется — ведь теперь есть инструмент, чтобы запечатлеть чудеса творения с максимальной полнотой и точностью.


А на стенах — действительно чудеса. Гималаи, Патагония, Дикий Запад, водопад Виктория, Куала-Лумпур, Венеция... Каждый кадр величественен, гармоничен и ярок. А ведь за любым снимком — своя история приключений. Кажется например, что плохо снять панораму Рио-де-Жанейро, если встать на рассвете на горе Корковадо у подножия гигантской статуи Иисуса Христа — невозможно. Но сколько же усилий, бюрократических и прочих препон пришлось преодолеть Олегу Гапонюку, чтобы просто там встать! чтобы оказаться там на рассвете — тогда, когда доступ к статуе еще запрещен. Весьма сложно пролететь на вертолете и над столицей Малайзии — местное министерство обороны возражает. Или вот снимок Дмитрия Архипова, где луч солнца золотит горную кручу — чтобы туда добраться, фотографу понадобилось применить недюжинные альпинистские навыки, а потом еще несколько часов просидеть «в засаде» в ожидании этого мгновения. Вот его же снимок тишайшей водной глади — а он сделан после наводнения в Пакистане, которое унесло множество жизней.

Рядом со всеми кадрами — таблички-аннотации, на которых авторы делятся своими воспоминаниями об истории каждой работы. После их прочтения пейзажи становятся еще ценнее из-за вложенного в них человеческого труда.


А труда здесь действительно много: прекрасная панорама не получается простым нажатием кнопки «спуск». За этим следует еще многочасовая обработка снимка, чтобы собрать, словно паззл, из множества кадров один идеальный — чтобы все в нем до единого фрагменты пейзажа выглядели совершенно. Даже если кадр не требует особой ретуши, все равно работа с резкостью, контрастом и прочими мелочами необходима.

На выставке соединены работы двух фотографов, и сделано это удачно — перепутать их сложно. Архипов и Гапонюк снимают с разных ракурсов. Первый предпочитает пешие походы: многочасовой маршрут вдоль берега озера позволяет ему досконально почувствовать «черточки характера» местности, поймать ее настроение с верной точки. Он снимает с высоты человеческого роста, и поэтому в его пейзажи легко себя поместить, словно в театральную кулису — и вздрогнуть от эффекта присутствия. Второй любит фотографировать города и равнины сидя в вертолете. Съемка с такой большой высоты позволяет ему запечатлеть намного более широкие горизонты, просторы, облака. Поставить себя на его место сложнее. Но хоть деталей с вышины видно меньше, чем с земли, дух тут захватывает совсем по-другому. Кстати, рекомендуем его интернет-проект Аэрофотопанорамы — целиком виртуальный из-за того, что фотопечать пока не способна это воспроизводить. А галерею работ Дмитрия Архипова можно посмотреть на его персональном сайте.