В Москве с одинаковым успехом можно приобрести подлинную работу Фаберже за $ 50 и откровенную фальшивку за $ 25 тыс. Удивительно, что покупатели получают удовольствие и в том, и в другом случае.

Около 50% изделий, несущих на себе клейма фирмы Фаберже – подделки. Причем, значительная часть этих фальшаков несет на себе настоящие «фаберовские» клейма. А эксперт по этой части на всю Россию один-единственный –  хранитель Оружейной палаты Татьяна Мунтян.

 

Козе – баян, попу – гармонь!

Для начала имеет смысл раз и навсегда решить: так ли вам нужен настоящий Фаберже? Если вашей целью является всего лишь приобретение  роскошного ювелирного изделия, не стоит поднимать планку так высоко.

Сам Фаберже придерживался похожей точки зрения. В 1870 году, получив в наследство от отца Густава ювелирную мастерскую, 24-летний мастер заявил, что  значение изделия определяется исключительно виртуозностью исполнения. «Если вся ценность дорогих вещей заключается лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют», – эти слова стали девизом Фаберже на всю жизнь. Следуя этому принципу, всего за несколько лет он добился грандиозного успеха. В 1882 году на Всероссийской выставке в Москве Карл Фаберже получил золотую медаль, а три года спустя стал поставщиком императорского двора и тут же оказался законодателем мод и приличий. На рубеже XIX–XX веков все уважающие себя ювелирные фирмы выпускали очень похожую продукцию. Так что если вас интересует качество по доступной цене, поищите изделия с клеймами Овчинникова или Хлебникова. Вы найдете изделия высочайшего класса, которые облегчат ваш карман не более чем на $  30 тыс. – в самом тяжелом случае.

 

Две большие разницы

Подделки работ знаменитого мастера, так называемые «фальшберже» – отдельная и увлекательная история. Между ними и рядовыми фальшаками существует определенная разница. «Фальшберже» – изделия, изготовленные на высочайшем техническом и эстетическом уровне, несущие на себе оригинальные клейма Фаберже, но исполненные неизвестными мастерами. Если вам предлагают такую вещь и честно предупреждают о ее сомнительном происхождении, никакого криминала здесь нет. Напротив, вам предлагают серьезный предмет коллекционирования, «фальшберже» охотно собирают во всем мире. Тем более, копированием «фабера» иногда развлекаются весьма уважаемые ювелиры, например, Картье. От подлинников такие изделия отличаются незначительно, а стоят в несколько раз дешевле. Если оригинальная «фаберовская» фигурка животного, вырезанная из яшмы, стоит $ 100–150 тыс., точно такая же, но «фальшберже» оценивается в $ 20–25 тыс. Если этого недостаточно, чтобы вас утешить, добавим, что на многих копиях стоят настоящие клейма фирмы Фаберже. В 1917 году, убегая от большевиков, ювелир вывез почти все оригинальные клеймовники на Запад. Остальное продали во время распродаж Гохрана в 1930-е годы. Если учесть, что большинство подделок производят в Израиле и в США, удивляться нечему.

 

Любой каприз за ваши деньги

Самого лучшего «фальшберже» делают у нас. Многие подделки настолько хороши, что теперь стали неотъемлемой частью собраний Исторического музея и Оружейной палаты. Даже специалисту порой сложно отличить фальшивку от подлинника. Что же делать человеку, который, несмотря ни на что, хочет обзавестись Фаберже? Во-первых, найти необходимую сумму денег. Успокойтесь, миллионы в твердой валюте вам не потребуются. Самые дорогостоящие произведения великого мастера уже давно обрели владельцев. Любое появление подобного предмета на рынке – событие из ряда вон выходящее. Ничего подобного  «Снежному» яйцу Фабреже, выполненному  из горного хрусталя, платины и бриллиантов, проданному год назад за $ 12 млн., в обозримом будущем в открытой продаже не появится. Обычно подобные ценности переходят из рук в руки в условиях строжайшей секретности. Основную часть подлинного Фаберже, появляющегося на российском рынке, составляют «относительно дорогие предметы» (от $ 30 тыс.).

Во-вторых, вам понадобится приложить усилия и найти антикваров с хорошей репутацией. Показатель добросовестности продавца один, но верный: чем дольше существует салон, тем меньше риск купить в нем подделку. Кроме того, некоторые антиквары дают 5-летюю гарантию на предметы, приобретенные у них, какая ни есть, а все-таки подстраховка. В-третьих, на ювелирное изделие такого класса обязательно должно быть заключение эксперта. Обычно проверкой товара занимается продавец, но вы всегда можете оговорить возможность организовать собственную экспертизу. Правда, в данном случае придется обращаться все к той же Татьяне Мунтян в Оружейную палату.

И наконец, определитесь, чего вы хотите. Чаще всего в столичных салонах можно увидеть серебряную столовую утварь – помимо царских драгоценностей фирма Фаберже выпускала обиходные вещи для среднего класса покупателей: ложки, вилки, чайники, сливочники и т.д.  Все это и сейчас стоит не так дорого, до  $ 5 тыс. Если постараться, можно найти подлинного «фабера» за совсем смешные деньги. Гладкие серебряные ложки с клеймом Фаберже, которые в приличных семьях принято дарить ребенку на «зубок», стоят всего $ 50 – 70. Правда, если вы пожелаете приобрести набор из 6 таких ложек, придется расстаться с $ 500–600. Вполне гуманно стоят миниатюрные пасхальные яички из серебра, золота или полудрагоценных камней ($ 200–1,5 тыс.).

Значительно дороже хрусталь в серебре ($ 2–6 тыс.) и серебряные изделия с живописными эмалями ($ 4,5–15 тыс.). Довольно часто в продаже появляются наборы из 2–3 каминных ваз из камня, хрусталя и серебра (около $ 40 тыс.) и каминные часы, выполненные в смешанной технике ($  30–80 тыс.). Самое дорогое предложение – миниатюрные скульптурные композиции ($ 100–150 тыс.). Ювелирные украшения Фаберже, попадающие в открытую продажу, стоят гораздо дешевле, $ 5–15. Так что не сдерживайте фантазию и ни в чем себе не отказывайте. Столичные антиквары с удовольствием удовлетворят любые капризы платежеспособных граждан.