VashDosug.ru рекомендует выставки, на которые необходимо успеть, пока бумагу опять не спрятали в запасники.

Самый нежный из жанров изобразительного искусства — одновременно и самый хрупкий. Листы графики нельзя показывать в постоянной экспозиции: они страдают от прямого света, влажности воздуха, а возможно — и от слишком пристальных взглядов. Для публики акварели, рисунки и гравюры извлекают из запасников раз в несколько десятков лет, и по счастливому совпадению в Москве сейчас проходят сразу несколько великолепных выставок.

Государственный музей изобразительных исскуств им. А.С. Пушкина,
Музей личных коллекций


Гюстав Моро. «Ночь». Эскиз эмали (фрагмент). 1880–1882

Традиционно за самым лучшим надо отправляться в Пушкинский музей. Несколько выставок мастеров мирового уровня проходят одновременно в основном здании и филиале — Музее личных коллекций.

З0 ноября в главном здании открывается «Французский рисунок XIX-XX вв. из собрания ГМИИ»: это 200 листов работы знаменитых французов 1860-1970-х годов — то есть чуть ли не самых прославленных французов вообще. Ренуар, Дега, Тулуз-Лотрек, Густав Моро, Пикассо, Матисс и прочие — не нуждаются в рекомендации. Зато не пропустите карикатуры художника с интригующим псевдонимом Каран д'Аш (Caran d’Ache). Его настоящее имя — Эммануэль Пуаре, но он родился в Москве и был внуком обрусевшего наполеоновского солдата. В 1860-х он репатриировался во Францию, где взял себе псевдоним, казавшийся окружающим аристократическим. Его едкие карикатуры появлялись в лучших парижских журналах, а вот бывшим соотечественникам он практически неизвестен.

До 12 декабря можно успеть на «Золотой век архитектурной графики»: это редкая возможность увидеть графику из частной коллекции. Архитектор Сергей Чобан, многие годы собиравший листы на тему своей профессии, показывает собрание работ лучших мастеров эпохи барокко: Пиранези, Каналетто, Юбер Робер, Жак-Луи Давид, а также «русские» Пьетро Гонзага, Кваренги и Монферран. А в Музее частных коллекций до 16 января продлится выставка из фондов музея «Шедевры европейской графики из собрания В.Н. и Н.В. Басниных»: это гравюры и рисунки Дюрера, Рембрандта, Тьеполо, Ватто, Буше, Фрагонара, собранные отцом и сыном купцами Басниными в XIX веке. 


Государственная Третьяковская галерея


Федор Бруни. «Портрет княжон Прасковьи, Надежды и Марии Вяземских» (фрагмент). 1835.

В Третьяковской галерее  — полный набор русских имен всевозможных стилей. До 17 апреля в Лаврушинском переулке открыта экспозиция «Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича». Это выставка из многолетнего цикла «Техники и материалы графики». История российского рисунка показана через призму разнообразия техник карандаша: он ведь бывает серебряный, свинцовый, графитный, итальянский, восковой, цветной, литографский и так далее. Устали от карандашей и потянуло на что-то более основательное? C 10 декабря в Инженерном корпусе работает историческая выставка «Елизавета Петровна и Москва» — сюда стоит заглянуть ценителям гравюры: в XVIII веке без нее никак.

Летопись совсем другой эпохи нам показывают на Крымском валу. 15 декабря открывается выставка графики «Из Золотого фонда журнала „Веселые картинки“». Для знаменитого журнала работали самые известные иллюстраторы, карикатуристы и мультипликаторы, включая И. Кабакова и Ю. Норштейна. Ради разнообразия можно заглянуть на выставку «К.В. Эдельштейн. Живопись. Графика. К 100-летию со дня рождения», которая закрывается 5 декабря, и посмотреть на среднеазиатские акварели.


Музей-заповедник «Царицыно»


Гравюра работы Пиранези

28 ноября заканчивается «Фестиваль графики в Царицыно», организаторы которого попытались дать картину развития русского эстампа XX-XXI века. Этой теме посвящены три выставки: классический эстамп Советской России, Советский эстамп 2-й половины ХХ века и Российский эстамп 2000-х годов соответственно.

Непрофессионалу интересней всего будет четвертая выставка фестиваля — почему-то она посвящена великому граверу Джованни Баттиста Пиранези. В XVIII веке он зарисовал все римские развалины (до того, как стать популярным туристическим местом, Вечный город был в отвратительном состоянии), сильно преувеличив их грандиозность, а заодно ввел моду на романтизацию разрухи. Кто знает, может быть неоштукатуренные кирпичные стены, торчащие балки и трубы московских подвальных клубов — именно его наследство.


Государственный исторический музей


Е. Виноградов. «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» (фрагмент), 1761. По живописному оригиналу Пьетро Ротари 1760.

В главном историческом музее столицы 16 ноября открылась «Русский исторический портрет. Гравюра XVIII века». Целый зал на последнем этаже отведен жанру, который для галантных кавалеров и дам эпохи Екатерины Великой был таким же естественным, как фотография на паспорт для нас сегодня. Кроме черно-белых листов тонкой работы с доброжелательными сладкими лицами (самая красивая женщина, конечно — императрица), здесь в нескольких витринах пытаются проиллюстрировать процесс создания гравюр: в витринах лежат инструменты, а также медные пластины с вытравленным рисунком, а рядом — сделанные по ним иллюстрации.


Старый Английский двор


Интерьер Старого Английского двора с экспозицией.

Другой аспект гравировального искусства — книжная иллюстрация. На выставке «Графика прерафаэлитов. Последние рыцари викторианской эпохи», которая работает до 14 декабря, можно увидеть, как подходили к этой теме британские мастера Art & Crafts: 48 гравюр из книги «История Купидона и Психеи» работы Эдварда  Берн-Джонса и Уильяма Морриса.

В отличие от портретистов екатерининской эпохи, которые работали с металлом и иглой, поскольку им требовался тончайший рисунок, прерафаэлиты предпочитали ксилографию — для создания оттиска использовались деревянные доски, рисунок на которых создавался резцом. Это отвечало их идеологическим принципам: гравюра по дереву — намного древнее гравюры по металлу, а они ориентировались на средневековье. Кроме того, ксилография позволяет создать более четкий, обобщенный силуэт. Полюбовавшись на гравюры, дома отыщите в интернете цветные акварели Берн-Джонса к той же книге — и подивитесь, насколько более выразительным и эмоциональным оказывается черно-белый силуэт.