VashDosug.ru перечисляет выставки, которые этой осенью позволят насладиться изящным и элегантным искусством  в московских музеях и галереях.

Серебрящиеся на водной глади блики лунного света рождают романтичное настроение; очарователен холодный блеск серебра, мельхиора и стали; изгибы ар-деко зачаровывают. Красота должна быть трогательной, тихой и щемящей — чтобы ни говорили любители солнца и кричаще яркого золота. Вот несколько выставок на эту тему.


Зинаида Серебрякова
Дом Нащокина, до 30 января


В Доме Нащокина проходит выставка Зинаиды Серебряковой, одной из самых нежных русских художниц начала ХХ века. Представительница артистической династии Бенуа-Лансере, она была членом «Мира искусства», знаменитого художественного объединения эпохи Серебряного века. Самые красивые ее картины — автопортреты и изображения четверых детей, из чего очевидно, что именно составляло смысл ее существования. В 1924 году уехав в Париж выполнять временный заказ, она застряла там на всю жизнь. К ее ужасу, дети остались в Советской России, и лишь ценой неимоверных усилий ей удалось воссоединиться с двумя младшими. К 125-летию со дня ее рождения галерея собрала более ста работ со всех краев России.


«"Наполеон" Александра Бенуа»
ЦДХ, до 22 ноября  


Родной дядя Серебряковой Александр Бенуа — еще одна звезда искусства начала века. Его работы русского периода можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.  В 1926 году он уехал в заграничную командировку и предусмотрительно не вернулся. Выставка  в ЦДХ  — уникальная возможность увидеть его эмигрантские вещи. Это небольшая коллекция костюмов и эскизов к черно-белому кинофильму «Наполеон», работать над которым его пригласили на другой год после эмиграции, в 1927-м. У дам Бонапарта и даже у самого императора трогательно подведены глазки, по моде Мэри Пикфорд и Клары Боу, однако сценография все равно впечатляет, недаром Бенуа был одним из любимых художников Сергея Дягилева при создании Русских сезонов.

Кстати, в том же здании (только с другого входа — в Третьяковке)  до середины декабря читают цикл лекций «У истоков танца XX века. Синтез искусств в балетном театре Сергея Дягилева», причем это не просто монотонное чтение лектора, а отчасти даже попытка реконструкции — с кинопоказами и музыкой.


«Образы ар-деко»
Галерея Ар Деко, до 31 декабря

В 1920-е годы, когда Серебрякова, Бенуа и многие другие покинули страну победившего социалистического реализма, на западе процветал стиль ар-деко. На выставке  в не очень удобно расположенной частной галерее собраны  произведения художников круга Дягилева, и тех русских, которые став космополитами, и создали ар-деко. Это Дмитрий Чипарус и Эрте (псевдоним Романа Тыртова).

Их типичные произведения — небольшие статуэтки, изображающие дягилевских танцоров в изящных позах, причем выполненные в особой технике, называемой хрисоэлефантинной.  В переводе с греческого это означает «золото + слоновая кость»: металл использовался для изображения тканей, а бивни элефантов — для белоснежной человеческой кожи. (Именно в этой технике была изготовлена знаменитая античная «Афина Парфенос» Фидия). Однако мастера ар-деко отказались от золота — в ход пошла приглушенная, загадочная бронза в сочетании с матовой слоновой костью.
 
Устроивший выставку Институт русского искусства также проводит цикл лекций «Прививка варварства: от русских балетов к декоративному стилю».


«Сумерки». Майя Колесник
Винзавод, до 3 декабря



Элегантная техника — один из главных предметов обожания 1-й половины ХХ века. Вспомним знаковую картину ар-деко «Автопортрет в зеленом бугатти» кисти Тамары Лемпицка. Здесь автомобиль знаменитой марки также важен, как и лицо художницы. Не отставали футуристы: основатель движения Томмазо Маринетти воспевал аэропланы так: «Стройное звено самолетов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают свое одобрение».

В галерее Айдан современная художница  с подходящей фамилией Колесник, отталкиваясь от футуристов, предлагает свою трактовку авиации в искусстве, по собственным словам, не разделяя их восторгов перед авиацией, но, тем не менее, все же ею любуясь. Самолеты на ее полотнах написаны с использованием геометрических форм, в обобщенной монохромной серой гамме, чья холодность заставляет почувствовать душу стали, поставленную на службу человеку.


«Флеш–ремиз–туше–победа», Дом-музей М.С. Щепкина, до 10 декабря
«Самураи: Art Of War», Арт-центр «Ветошный», с 27 ноября до 28 февраля


Не такой мирный блеск холодного металла можно увидеть на двух выставках, посвященных холодному оружию. Выставки эти, впрочем, особенные.«Флеш–ремиз–туше–победа» в филиале театрального Бахрушинского музея посвящена артистическому фехтованию на сцене и на экране.  Рапиры и шпаги здесь хоть и выглядят угрожающе, но служат лишь цели искусства.

А вот масштабная экспозиция «Самураи: Art Of War» показывает самое настоящее оружие: уникальную коллекцию ювелирных оправ мечей, а также мастер-классы по изготовлению катан, не говоря уж о 3D-панораме «Битва при Секигахара», где, перенесясь на поле грандиозной исторической битвы, можно будет увидеть все это грозное оружие в действии.