В «Домике Чехова» премьера. Хозяйка галереи Полина Лобачевская представляет трогательный и ироничный проект «Дамы и кавалеры».

Среди российских кураторов Полина Лобачевская выглядит белой вороной. Она как драматург выстраивает отношения между объектами выставки, как архитектор конструирует смысловые этажи. И мало заботится о коммерческом успехе, что в глазах большинства галеристов граничит с романтическим идиотизмом. Неудивительно, что новый проект Лобачевской «Дамы и кавалеры» куда уместнее выглядит в камерном «Домике Чехова», чем на «Арт-Москве», для которой был подготовлен. Художественный супермаркет – не лучшее место для искусства.

«Дамы и кавалеры» – это своеобразная шутка галериста. История о том, как изменилось за последние полвека мужское и женское. Причем история, увиденная глазами женщины: мужчина здесь скорее довесок, признак социального статуса и семейного положения. Да и кавалер среди пяти художников, участвующих в проекте, всего один – Франциско Инфанте. Остальные: Наталья Северцова, Людмила Мабри, Катя Филиппова и Нонна Горюнова – дамы.

На полотнах Натальи Северцовой мы видим женщину – хранительницу очага, женщину-украшение, которая всегда может опереться на мужское плечо. Картины написаны в начале 60-х, но полвека спустя этот типаж все еще жив и прекрасно себя чувствует – метаморфозы, случившиеся с обществом, никак его не коснулись.

А вот женщина из живописной серии Людмилы Мабри явно пережила сексуальную революцию и эмансипацию. Она самостоятельна и, увы, одинока. Это женщина-воин, пусть и с губной помадой вместо штык-ножа.

Третья часть экспозиции – футуристическая видеоинсталляция Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. В ее основу положен фотоцикл «Игра жестов», созданный в конце 70-х. Это межполовые отношения в эпоху, когда пол уже едва различим. Фантасмагорические образы роботов-трансформеров сегодня выглядят трогательно и старомодно, но в 70-е это была эстетическая революция. Отголоски ее мы уже видели в космических блокбастерах и на дискотечных танцполах. Сегодняшнее поколение представляет себе будущее иначе. Возможно, еще и потому, что смело выдуманное в 70-х отчасти осуществилось.

Тех, кто посмотрел выставку в дни «Арт-Москвы», в «Домике Чехова» ожидает сюрприз. К уже показанным объектам добавятся три инсталляции Кати Филипповой. Ее стиль стопроцентно узнаваем. Щедро украшенные стразами, бархатом и парчой портреты культовых актрис XX века напоминают православные иконы в окладе. Софи Лорен, Одри Хэпберн, Марина Ладынина – дивы, которые претерпели сотни перевоплощений на экране и сами по себе являются энциклопедией женских типажей: трагичных, ироничных, комичных.

Объекты, которые собрала Лобачевская, такие разные исторически и эстетически, не кажутся чужими друг другу. Как у хорошего драматурга, они ведут остроумный диалог о том, реально ли сближение женского и мужского полюсов. Особенно любопытно наблюдать за этим сейчас, когда уже невозможно ни разойтись, ни подойти друг к другу ближе.