На лучших выставках этой недели соединились классика и современность. Они отлично подойдут для воскресного семейного выхода.

Есть мнение, что лучшее в искусстве было создано на рубеже XIX–XX веков. Время модерна, ар-деко или Серебряного века. Тогда художники отошли от академических канонов, стали прислушиваться к себе и перестуку механизмов времени. В общем, стали более современными, не забывая при этом об изяществе. Истоки новых направлений находят в классике. Например, у Исаака Левитана, чья выставка открылась в Третьяковской галерее. На нее очень советуем сходить, даже если вы в школе «переели» «Золотой осени» и «Над вечным покоем». Понятно, что это страшно хрестоматийные вещи. Но в том и фокус, что в окружении других, менее известных, произведений и в новых обстоятельствах они смотрятся иначе. К тому же экспозиция сделана изобретательно и с душой.

Левитан умер в символистском 1900 году, и уже следующее поколение художников создало славу русскому искусству на Западе. Об этом – роскошная экспозиция «Образы ар-деко» в совершенно новом месте – Институте русской живописи. Раритеты в основном из частных собраний и никем не виденные: здесь и картины, связанные с русским балетом в Париже, и скульптура из бронзы и слоновой кости, и работы не слишком пока известного мастера портрета Савелия Сорина.

Далее можно отправиться в Старый английский двор. В этот не слишком посещаемый музей привезли английские гравюры Берн-Джонса и Морриса, лидеров прерафаэлитов. Это как раз зарубежный образец модерна, где инновации сочетались с любовью к старине.

Другой вариант той темы, но только на французский манер – в Кремле. Там показывают ювелирные шедевры Рене Лалика, создавшего моду на «текучие» броши с пчелами и парадоксальное сочетание материалов (бриллиантов со стеклярусом).

На десерт можно сходить в Исторический музей, где всего лишь три дня (21-23 октября) будут показывать драгоценности герцогини Виндзорской. В конце ноября их продадут на аукционе в Лондоне.