В арт-центре «Гараж» открывается забавная выставка The New Décor. Художники создали объекты из старой советской мебели.


В августе «Гараж» объявил о том, что начинает прием старой мебели от населения. Шкафы, диваны и стулья забирали пусть и задаром, зато с самовывозом. Так что многие граждане не упустили возможности разгрузить тесные квартиры и захламленные дачи. Тем более что приемщики обещали сделать весь этот хлам героем инсталляций российских и зарубежных художников. Советская мебель – уже давно не просто деталь интерьера (мало пригодная для комфортной жизни, как мы помним), а источник вдохновения для художников. В прошлом году на выставке «Европейская мастерская» в ЦДХ была представлена необычная инсталляция: большой макет здания Центрального дома художника, созданный из конторской мебели 1970-х. Автор – молодая художница Александра Ауэрбах – таким образом протестовала против сноса ЦДХ. Теперь же мебели отдана площадка в тысячи квадратных метров. Мы увидим, как ненужный хлам превращается в арт-объект.

Куратором проекта The New Decor стал директор британской галереи Hayward Ральф Ругофф. В мае этого года в Лондоне он представил выставку The New Decor, которая изначально делалась с прицелом на Москву. Предполагалось, что наряду с европейскими художниками в выставке примут участие россияне – ведь они, в отличие от иностранцев, досконально знают советско-российский быт. Однако осуществить в полной мере этот интерактивный проект не удалось. Слишком уж сложной показалась тема европейцам. По задумке господина Ругоффа, художники (30 человек из 20 стран) должны были выяснить, как быт влияет на культуру. Грубо говоря, как лампы, телевизоры, холодильники и прочее старье изменяют нашу душу.

Костяк московской экспозиции составит выставка, уже показанная в Лондоне. А в довесок к ней – работы четверки российских мастеров. Среди которых – бывший участник группы «Мухоморы» Сергей Мироненко, молодая художница Анна Титова, известная инсталляциями из мусора, Анна Желудь, чьи объекты из гнутых металлических прутьев с большим успехом показали на Московской биеннале, и Алексей Булдаков – еще один успешный молодой автор, работающий в технике реди-мейда.


Из тех немногих иностранных мастеров, которые решили все-таки порефлексировать на российскую тему, – польский концептуалист Ярослав Козловски. Он придумал инсталляцию «Мягкая защита – русская версия»: своеобразный колодец из металлической сетки, доверху набитый старой мягкой мебелью. По мнению Козловски, в «тюрьме» сидит не только мебель, но и все наше общество. Художница Моника Бонвичини создала гамак из железных цепей: при желании зрители-смельчаки смогут на нем полежать. Среди участников – скандинавский арт-дуэт Elmgreen & Dragset. Их кураторский проект на 53-й Венецианской биеннале был признан одним из лучших. Художники переделали интерьер пафосных выставочных павильонов в домашнюю уютную обстановку – с каминами и спальнями. А экскурсию по выставке проводили реальные агенты по недвижимости.

Кроме того, в «Гараже» представят настоящих звезд мировой арт-сцены – группу австрийских художников «Желатин», создающих провокационные работы. Так, в 2000-м они устроили скандальную акцию в нью-йоркском Всемирном торговом центре (который через год подвергся атаке террористов) – выбили окно на одном из верхних этажей небоскреба и вставили на его место самодельный балкон. А потом позировали с него фотографам, подлетавшим на вертолете. Москвичи «Желатин» знают с 2005 года. Напомним: тогда художники построили дощатый туалет у музея Ленина около Красной площади и предложили зрителям использовать его по назначению. Итогом акции стал огромный желтый сталактит из замерзшей на морозе урины.