Артем Голенков
6 октября 2010

Дом с видом на Fluxus

На Остоженке открывается мультимедийный комплекс актуальных искусств. «Ваш досуг» побывал на стройплощадке и первым увидел залы нового музея.


Джордж Мациюнас. «Антология», 1962, «Fluxus: Поживем – увидим»

Строительные леса, скрывавшие фасад нового здания Дома фотографии, убрали примерно месяц-полтора назад. Ни восхищения, ни шока явление этих стен у публики не вызвало: новодел в купеческом стиле встроен в стеклянную коробку. Застройщик делает вид, будто пытается сохранить памятник архитектуры, а с другой стороны, старается выжать максимум практической пользы из отведенного ему участка. В итоге ни памятника, ни сколько-нибудь примечательного произведения архитектуры. Ведь вся ценность «реконструированного» дома № 16 состояла именно в подлинности стен, за которыми родился философ Соловьев и извергался пламенными речами Ленин. Но от прежнего строения не осталось ни кирпича. Впрочем, сейчас речь не об истории, а о современности.

1. Джордж Мациюнас. «Флюксфест представляет: 12! Громкие имена», 1975, «Fluxus: Поживем – увидим»
2. Джордж Мациюнас, Джордж Брехт, Роберт Уоттс и др. «Тесный чемодан», 1964, «Fluxus: Поживем – увидим»

Незадолго до открытия я побывал на стройплощадке: там красили полы в выставочных залах, укладывали лами нат в коридорах и меняли треснувшие стекло на фасаде. Рабочие говорили шепотом, поскольку в этот момент в зда нии замеряли уровень шума. «К сроку то успеете?» – спросил я у Романа, моего экскурсовода в синей робе. «Не знаю», – ответил тот. Сроки уже не раз переносились: открытия ждали сначала в апреле, потом в июне, затем на день города и вот теперь. Из-за затянувших ся отделочных работ Дом фотографии «пролетел» с выставкой скандальной француженки Аннет Мессаже, которая должна была стать дебютной для нового пространства: экспозицию показали в Фонде «Екатерина».


Джордж Мациюнас и др. Fluxus 1, 1964, «Fluxus: Поживем – увидим»

Над проектом здания работал архитектор Андрей Боков. Руке этого зодчего принадлежат калягинский театр Et Cetera, высотки на Ходынке и реконструкция литературного музея Пушкина на Пречистенке. Снаружи дом кажется трехэтажным, а на деле имеет 7 этажей, три из которых подземные. Над землей – выставочные залы, просторный атриум со стеклянной крышей и минималистичной лестницей, а также офисы для сотрудников музея и его директора, под землей – многочисленные хранилища, лекционная аудитория с киноэкраном и гараж на 16 автомобилей, которые доставляются туда на лифте. Все помещения доступны для инвалидов-колясочников, для которых даже оборудован специальный туалет. За границей такая мелочь в порядке вещей, у нас же ни один из крупнейших музеев столицы пока еще не позаботился об инвалидах.

Главная достопримечательность музея – огромная видовая терраса, расположенная на крыше, с которой открывается потрясающий вид на всю гламурную Остоженку от бассейна «Чайка» до Храма Христа Спасителя. Это, наверное, лучшее место в Москве для роскошных фуршетов и фешенебельных презентаций. Возможно, первое такое событие состоится 11 октября: в этот день в новом пространстве откроются сразу две экспозиции. На выставке «Fluxus: Поживем – увидим» будут представлены работы участников арт-движения Fluxus, появившегося в 1960-х годах. Это движение объединяло художников, музыкантов, писателей и архитекторов, одним из его основателей считается американский композитор-авангардист Джон Кейдж.

Вторая выставка – фотографии Сергея Берменьева: портреты знаменитостей в лаконичном черно-белом исполнении. Барменьев прославился еще в советские времена, ему позировали Бродский и Де Ниро, Олег Янковский и Виктор Цой. Многие из этих работ украсят новый арт-центр.

Отзывы о «Дом с видом на Fluxus»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

15 апр. — 14 июл. | Третьяковская галерея в Лаврушинском, Графика, Живопись, Фотография 15 апр. — 14 июл.

Одна из самых важных выставок 2019 года.

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, Графика, Живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, Графика, Живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, Графика, Живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», Графика, Живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

8 мар. — 26 мая | Музей современного искусства «Гараж», Графика, Живопись, Современное Искусство 8 мар. — 26 мая

Умные и яркие работы концептуалиста и борца с расизмом.

Биеннале за разнообразие: аргентинские демоны соседствуют с северокорейскими парадами.

28 мар. — 28 июл. | Новая Третьяковка, Живопись 28 мар. — 28 июл.

Главные работы с 1980-х до 2018 года.

Бесплатно

15 мар. — 26 мая | Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке, Видео, Живопись, Современное Искусство 15 мар. — 26 мая

Выставка-квест по мотивам массовых истерий.

Бесплатно

21 мар. — 24 мая | Музей АРТ4, Графика, Скульптура 21 мар. — 24 мая

Фантасмагории, составленные из советских обоев.

5 апр. — 11 авг. | Институт русского реалистического искусства, Живопись, Историческая 5 апр. — 11 авг.

Архив Александра Каменского, советского критика, автора термина «суровый стиль».

Бесплатно

13 апр. — 28 мая | ГУМ, Графика, Фотография 13 апр. — 28 мая

Обложки BoscoMagazine от художников: от AES+F до Олега Кулика.