В Третьяковской галерее открывается выставка авангардиста Петра Кончаловского. Это почти семейный проект, который Михалковы-Кончаловские устраивают в честь своего предка.


Фамилию Кончаловский публике представлять не нужно — его внуки и правнуки сегодня известны даже больше, чем их знаменитый дед. И если кто-то до сих пор не добрался до залов Третьяковки на Крымском Валу, где творчество Петра Кончаловского представлено в постоянной экспозиции, самое время зайти на эту выставку. И поразмышлять о том, существует ли ген удачливости и таланта, который передается по наследству. Кстати, примерно треть картин новой выставки в обычное время висит на стенах домов Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

Трудоголик от искусства
Петр Кончаловский рисовал до самой смерти, до 79 лет. В одиночку он сделал столько, что хватило бы на целую артель художников: около 2000 холстов, свыше 500 акварелей и несчетное количество графики. Так же энергично он занимался всем, что окружало его в жизни: ходил на охоту, ухаживал за своей усадьбой, собственноручно коптил окорока, готовил знаменитую черносмородиновую настойку «кончаловку», принимал толпы гостей… Андрей Кончаловский до сих пор вспоминает, как носил за дедом ружье на охоте и подавал «обойные гвоздочки», когда тот натягивал холст на подрамник.

Чувство меры
Кончаловский не конфликтовал ни с современниками, ни с властями. И при этом умел оставаться в мейнстриме. До 1917 года он примыкал к авангардистам. После революции стал советским академиком живописи, но продолжал писать натюрморты и пейзажи, а не портреты Сталина. Хотя идеология была тут ни причем. «Я реалист, — говорил Кончаловский, — по фотографиям портретов не пишу». Конформизмом на первый взгляд кажется и брак Петра Кончаловского с дочерью Василия Сурикова. Но как могло быть иначе, если и Суриков, и Репин, и Врубель, и Серов были вхожи в дом Кончаловских? «Мне было 14 лет, – пишет Петр Петрович в своих воспоминаниях. — Отец взял меня к Сурикову. Пока отец разговаривал с Василием Ивановичем, я глазел по стенам… В дверь выглянули черные глаза девочки, посмотрели они недружелюбно, даже неприязненно. Это были глаза моей будущей жены».

На даче
Любимым местом Кончаловского была его дача в Буграх (сейчас это город Обнинск), которую он превратил в настоящую дореволюционную усадьбу. Во время Великой Отечественной художник даже отказался уезжать отсюда в эвакуацию. Загородная жизнь — с бесконечной чередой гостей, щедрым угощением, пикниками, играми – навсегда запомнилась его внукам. Недаром она так часто воспевается в фильмах Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. В Буграх собирался свой круг: приезжал Алексей Толстой, подолгу жили Сергей Прокофьев и Святослав Рихтер. Правнучка Кончаловского, журналист Ольга Семенова, вспоминала о гостях и хозяевах дома: «Они радовались самым простым вещам: солнцу («О-о, пойдем на этюды!»), дождю («Прекрасно, будем писать натюрморт»), горке свежего салата к ужину («Как красиво. Какой сочный цвет!»)».

Неудивительно, что последнее большое полотно Кончаловского – «На лужайке» 1954 года – было посвящено той же любимой «загородной» теме. Портрет семейства, застигнутого в момент дачного пикника в погожий летний день, был логичным итогом творчества Кончаловского – «певца цветов, солнца и тепла».

Как все будет выглядеть
Подбор картин на выставке — в духе фамильного предприятия. В одном зале будут экспонироваться целых три «Семейных портрета» разных лет, самый большой из которых – «В мастерской» 1917 года – прежде вообще не выставлялся. В том числе и по причине трудностей с транспортировкой. Размеры этого портрета так велики, что, например, в помещение Русского музея (здесь выставка побывала, прежде чем добраться до Третьяковки) его заносили через четырехметровые двери центрального входа – грузовой подъезд оказался слишком мал. Покажут на выставке и картину из частного собрания, недавно проданную за рекордную для работ Кончаловского сумму $7,5 млн.

Экспозиция будет интерактивной: запущено мобильное арт-приложение для платформ iPhone и iPad, закачать его можно бесплатно на сайте www.pkonchalovsky.com или непосредственно в музее. Кроме этого, в Третьяковке построят info-bar, где можно будет посмотреть материалы о художнике на вмонтированных в столы iPad-ах или полистать бумажные альбомы.