В галерее Гельмана на «Винзаводе» проходит выставка «Синих носов» — художников, которые сознательно противопоставляют себя «богатому искусству».

Выпустить фейерверк из штанов, снять трусы у стен Кремля, сделать видео про то, как люди, переодетые Путиным и бен Ладеном, имитируют половой акт... «Синих носов» (Александр Шабуров и Вячеслав Мизин) на вернисажах обычно оставляли на десерт, когда сытая и насмотревшаяся искусства публика хотела чего-то двусмысленного и с огоньком.

Кульминацией «хулиганского» творчества «Носов» стал 2007 год. Их фотография «Эра милосердия», изображающая двух целующихся российских милиционеров (мужчин), была запрещена к вывозу из страны лично министром культуры Александром Соколовым. «Порнография, — сказал чиновник про фото (при том, что милиционеры были одеты), — позор России!» Невинная в общем-то работа представляла собой копию картины британского художника-граффитиста Бэнкси — тот, правда, целующимися изобразил лондонских констеблей. Понятно, что благодаря такой рекламе «Синие носы» моментально прославились на всю Европу. Прославились — и тут же ушли в тень.

В последние три года на арену московского эпатажного искусства кто только не выходил — и арт-группа «Война» с тараканами в Таганском суде, и МС Noize с песней про милицию, и AES + F с голыми детьми и трупами в Dolce & Gabbana. «Синие носы», которые на Путине, бен Ладене и ментах-гомосеках могли бы сделать неплохую кассу, почему-то предпочли тишину и покой. Сейчас они снимают в Свердловске «документальный детектив» про рабочих Уралмаша: «Хочется превратить современного рабочего в медийного героя, не все ж олигархам и Ксении Собчак по телевизору светиться». И берут интервью у директора Ижевского пивзавода: «Очень обаятельный человек, работяга».

«Синие носы» противопоставляют себя мейнстриму. Когда в моде было сложное концептуальное искусство, понятное только критикам, они делали «тяп-ляп-арт» (искусство из подручных средств) и «Русский супрематизм» из любительской колбасы и засохшего хлеба. Сейчас, когда богатые люди принялись скупать оптом картины современных художников, «Носы» выдвинули манифест: «Мы не стремимся изготовить что-нибудь большое и блестящее, чтоб какой-нибудь житель Рублевки купил и у себя в бассейне повесил». Забавно при этом, что их «дурацкое» искусство и арт-клоунада (на слово «клоунада» они обижаются, говоря, что их профессия — не смешить людей, «как Цекало», а интеллектуально осмыслять действительность) приносят неплохие дивиденды на Западе: голый сибирский мужик в маске Буша здесь пользуется спросом.

Как бы то ни было, «Носы» — чуть ли не единственная альтернатива всему «богатому и зрелищному», что вывешено сегодня во всех галереях Москвы. Выставка на «Винзаводе» предваряет большую видеоретроспективу «Синих носов», которая пройдет в сентябре.