Glob(e)scape
Центр дизайна Artplay (Нижняя Сыромятническая ул., 5/7)
Тот самый случай, когда место полностью соответствует представленному там искусству. Корпус бывшего завода с обнаженными бетонными плитами – рай для французских граффитчиков и космополитической богемы. Здесь отлично смотрятся видео (обратите внимание на новую работу надежды московской арт-сцены Андрея Кузькина) и трехмерные инсталляции. Неформальность и неформатность – лучшее определение большинства произведений. Приготовьтесь к тому, что вам придется надевать защитные костюмы (иначе не попасть в комнату с инсталляцией о конце света), испытывать безумный вариант автомата для продажи напитков и закусок и совершать экскурсию к берлинскому Рейхстагу с дискотечными шарами. Отсюда, кстати, буквально два шага до «Винзавода» (см. пункт 4).«Ложка Камасутры»
Музей современного искусства (ул. Петровка, 25)
Самая хулиганская и одновременно очень целомудренная выставка фестиваля. Устроил ее вечный тусовщик и человек-праздник Андрей Бартенев. Тема – эротика и секс. Однако силиконовые скульптуры и обнаженка на видео поданы без всякого надрыва и пошлости. Понятно, что с детьми «до 16» сюда идти не рекомендуется, но это вполне пригодно для семейного просмотра. Повеселитесь вдоволь – особенно перед работой «Желтые яйца и черные колготки делают меня счастливой». На вернисаже самое большое впечатление произвел манекенщик Данила Поляков, лежавший в виде ангела на горе попкорна. Кстати, о еде: по соседству в том же здании музея открылся артистический ресторан «Март», где теперь обедают-ужинают все творцы «бартеневского борделя».«Свобода. Воля»
Музей современного искусства (Ермолаевский пер., 17)
На четырех этажах музея работают четыре разные выставки (хотя, если не читаешь аннотаций, кажется, что попал в одно большое арт-общежитие). Самый эффектный зал тот, где художники говорят о масс-медиа: скелет перед телевизором, огромные муравьи (интерпретируйте этот образ, как хотите), коконы из нарезанных журнальных статей и башни из пластиковых стаканчиков (инсталляция «Аноним»). Креатива масса. Здесь понимаешь, что современный художник – это давно уже не господин с мольбертом. Рекомендуем как источник вдохновения для освоения новой профессии – вдруг и у вас получится.«Внимание! Пересечение границ!»
Арт-центр «Винзавод» (4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6)
Итальянский вклад в московское дело – молодые художники из Милана. И все невероятно красиво: вас встречает подвешенная на невидимых нитях шляпа (портрет человека-невидимки), а провожает сад вращающихся камней (как эти камни не падают – для нас до сих пор загадка). Даже росписи граффитчиков у итальянцев напоминают ренессансные фрески. Если спуститься на этаж ниже, можно сравнить итальянское великолепие с суровостью мексиканцев (выставка «Пересекая границы»). За таким искусством люди едут на Венецианскую биеннале.«Герои нашего времени»
«Открытая галерея» (Трубниковский пер., 22)
Сказать честно, самое интересное во всей затее – это название. Десять художников предлагают портрет своего поколения. Они именуют себя «поколением Пу» (что бы это ни значило) и описывают симптомы социальных болезней сверстников. Выставка подготовлена питерцами – а город на Неве славится глубокомыслием. Поблизости, в доме № 13, работает еще одна очень достойная биеннальная выставка – свое «Время по Гринвичу» отмечают молодые британцы, выпускники Королевского колледжа искусств. Во всех смыслах продвинутый переулок.