![](/upload/richedit/Image/message540.jpg)
«История платьев» / Histore des robes, 1989–1990. Вид инсталляции на выставке
«Аннет Мессаже. Рассказывая сказки», Арнольфини, Бристоль, 1992.
Она принадлежит к поколению студенческой революции 1968-го. Поколению, выступившему под лозунгом «Запрещать запрещено», призывавшему заниматься любовью не только на лужайке, но и в академии политических наук. Поколению, которое предпочло ЛСД алкоголю.
Мессаже 67 лет, она считается одним из самых авторитетных художников Франции. До нее «слабому полу» в художественном мире отводились лишь второстепенные роли. Женщин не воспринимали всерьез, считая их искусство слишком специфичным и приземленным. Однако сексуальная революция разрушила, пусть и не до конца, этот стереотип.
Широкую известность во Франции ей принесла инсталляция «Пенсионеры на отдыхе», созданная в 1971 году для групповой выставки в галерее Жермен. Куратор с самого начала поставил условие: при создании объекта должна использоваться шерсть. Мессаже «одела» в вязаные трико чучела воробьев. Публика была в шоке. Фирменный прием художницы – это коллаж, совмещение самых разных фактур и предметов: от чучел животных до вырезок из журналов, фотографий и тканей. По словам Мессаже, «искусство может быть найдено на улице, связано с решением задач повседневной жизни, а не только существовать в закрытом пространстве музея».
![](/upload/richedit/Image/260(18).jpg)
В Россию произведения Аннет Мессаже приедут впервые. Ретроспективная выставка «Вымыслы, искушения, манипуляции» охватывает разные периоды творчества: будут и воробьи, и платки с женоненавистническими надписями, и трехмерная фотография. Плюс совсем свежие работы о сексуальности, навеянные гиперактивными 70-ми.