Когда говорят, что московское метро – самое красивое в мире, то имеют в виду станции, построенные в советские годы: витражную «Новослободскую» или мозаичную «Комсомольскую». Но и среди новых станций столичной подземки, которая отмечает свое 75-летие, есть весьма достойные внимания.

«Римская»
Люблинско-Дмитровская линия


Достопримечательность «Римской» – фонтан, точнее, стекающие по стене струи воды.

«Римская» знаменита тем, что это единственная станция столичной подземки, где есть фонтан. Станция названа, как можно догадаться, в честь итальянской столицы (в Риме, кстати, «Московской» станции нет). А композиция фонтана, выполненная скульптором Л. Берлиным и итальянскими художниками, изображает восседающих на поломанных колоннах мраморных младенцев Ромула и Рема, основателей Вечного города. Из других «римских» украшений – медальоны со святой девой Марией, а также со священной волчицей, вскормившей легендарных братьев. Еще одна особенность станции в том, что в вестибюле нет ни одного указателя, дабы не портить перспективу. А зря. Портить тут, право, нечего, а указатели пассажирам точно бы не помешали.

«Маяковская»
Замоскворецкая линия

Купол нового вестибюля «Маяковской» пересекают знакомые с детства строки из стихов Владимира Владимировича.

Это станция весьма заслуженная. В год своего открытия, в 1938-м, она заработала Гран-при на всемирной выставке в Нью-Йорке, в 80-х годах получила статус памятника архитектуры, а в 2001 году ее включили в список памятников истории и культуры местного значения. Проектировал «Маяковскую» знаменитый архитектор Алексей Душкин, автор «Кропоткинской», «Автозаводской», «Новослободской», а эскизы для мозаики в нишах создал Александр Дейнека. Однако «Маяковскую» в какой-то степени можно считать и новой: в 2005 году на станции были открыты северный вестибюль и выход, встроенный в офисное здание. Свод нового зала украшен мозаиками работы Ивана Лубенникова (он оформлял Театр на Таганке и музей Маяковского на Лубянке). И тема их, как и у Дейнеки, – небо. Только в мозаиках, сделанных семь десятков лет назад, показано небо «советское»: с пролетающими аэропланами и красными звездами над Кремлем, а у Лубенникова главное – небеса сами по себе, с солнцем, луной и звездами. Еще одна «изюминка» нового вестибюля – возможность вспомнить строки из стихов Владимира Маяковского.

«Трубная»
Люблинско-Дмитровская линия

На «Трубной» приятные лавочки и фонари, отчего вестибюль напоминает нешумный московский бульварчик.

«Трубную», известный столичный долгострой, начали возводить в 1990 году, но работы завершились только через 17 лет. А ведь планы по ее строительству были у московских властей еще до начала закладки метрополитена, в 1931-м. В этих планах станция на Трубной площади появлялась то на «зеленой», то на «серой», то на «оранжевой» ветке подземки, а открылась она в итоге на одной из самых молодых линий, «салатовой». «Трубная» очень спокойная, обычно малолюдная, несколько эклектичная, но оттого не менее симпатичная. Темой ее декора выбраны «старая Москва» и города Золотого кольца: именно им посвящены витражи и декоративные панно, выполненные не кем-нибудь, а главным столичным скульптором Зурабом Церетели. Это идеальное место для того, чтобы встречаться «в центре в метро»: тихо, уютно, поезда ходят нечасто и никто не толкается.

«Сретенский бульвар»
Люблинско-Дмитровская линия
Разглядывая панно, по «Сретенскому бульвару» можно ходить, как по выставке.

Строительство «Сретенского бульвара», как и «Трубной», тоже шло 17 лет, с 1990-го. На сегодня это еще и единственная станция столичной подземки, откуда невозможно выйти в город. Чтобы выбраться на поверхность, пассажирам приходится переходить на «Тургеневскую» или «Чистые пруды». Тем не менее на «Сретенском бульваре» побывать определенно стоит: это одна из самых красивых новых станций. Отделанная сталью, необычная и лаконичная, она украшена 24 панно художника Ивана Лубенникова. Темы панно – московская жизнь: силуэты спешащих горожан, виды Бульварного кольца, памятники Пушкину, Гоголю, Тимирязеву.

«Славянский бульвар»
Арбатско-Покровская линия

Несмотря на название, атмосфера на «Славянском бульваре» скорее парижская, чем московская.

Открытый в 2008-м «Славянский» – еще одна «бульварная» станция столичной подземки. Декор выполнен в стиле ар-нуво, в каком оформлено метро столицы Франции. Правда, художник станции, уже упоминавшийся Иван Лубенников, специально подчеркивает, что это не копия парижского метро, а лишь метафора, «фантазии на тему». Станция украшена коваными витыми зеленоватыми, будто от времени, решетками, похожими лавочками и витыми же – «достаточно свободомысленными», по словам художника – фонарями. В итоге на «Славянском» осталось довольно-таки мало славянского.

«Мякинино»
Арбатско-Покровская линия

«Мякинино» – первая станция московского метро, находящаяся не в столице, а в области.

Сделанная в конструктивистском духе, серо-белая «Мякинино» – станция, может быть, не самая нарядная, но, безусловно, примечательная. Она была построена не на городские деньги, а исключительно на средства частного инвестора. Московский метрополитен отвечал тут за прокладку туннелей и путей, а в создание самой станции вложил 20 млн долларов Арас Агаларов, владелец «Крокус Групп»: «Мякинино» расположена рядом с «Крокус-Сити». Незадолго до открытия станции в декабре 2009 года вокруг события поднялся шум: некоторые СМИ сообщили, что «Мякинино» будет называться иначе, «Казахстанской». Но переименования не произошло, станция носит имя Мякининской поймы у города Красногорска.

«Выставочная»
Филевская линия

«Выставочная» больше напоминает зал ожидания аэропорта, чем обычную станцию подземки.

Станция «Выставочная», открытая в 2005 году под именем «Деловой центр», свое новое название получила в 2008-м. Переименование выглядело вполне оправданно: во-первых, рядом – крупнейший в России выставочный комплекс «Экспоцентр», а во-вторых, в вестибюле станции организован настоящий выставочный зал. Единственная в московском метро «галерея» расположена на «втором этаже» станции. Сейчас там, например, проходит фотовыставка «Париж–Москва». Экспозиция составлена из снимков, иллюстрирующих историю подземки французской столицы и приурочена к 75-летию московского и 110-летию парижского метрополитена, отмечаемых в этом году.

«Достоевская»
Люблинско-Дмитровская линия

Концепция оформления «Достоевской» была разработана и утверждена еще в 80-х, и в те годы ни у кого не вызывала сомнений.

Новая станция, расположенная в районе улицы Достоевской, когда-то звавшейся Божедомкой, где и родился Федор Михайлович, должна была быть открыта 15 мая 2010- го, потом открытие перенесли на 29 мая, но и тогда оно не состоялось. Есть мнение, что все задерживается из-за «художеств»: стены станции украшают мозаики по мотивам произведений «Идиот», «Бесы», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Книги Достоевского не то что бы проникнуты оптимизмом, и сюжеты – соответствующие: на одной из мозаик, например, Раскольников, стоя рядом с убиенной процентщицей Аленой Ивановной, замахивается топором на ее сестру. Блогеры уже окрестили станцию «раем для самоубийц», но художник Иван Николаев, известный оформлением «Отрадного» и «Боровицкой», с такими заявлениями категорически не согласен и утверждает, что «мрачности в станции нет». Ходят слухи, будто панно могут демонтировать – художник называет это «преступлением и невежеством». Будем надеяться, мозаики останутся в сохранности, и станцию все же вскоре откроют.