В Москву привозят сокровища, найденные при раскопках в Помпеях. Гибель древнеримского города под пеплом вулкана Везувия – одна из самых больших тайн мировой истории. Теперь, не выезжая в Неаполь, можно прискоснуться к жемчужине античной цивилизации.

Выставка в Историческом музее имеет название в духе старых детективов – «Тайна погребенного города». Между тем вот уже более двух столетий как все тайное в Помпеях стало явным. Город, который находится примерно в 20 километрах от Неаполя, раскапывают с XVIII столетия. Каждый кирпич пронумерован, каждый черепок описан.

Ежедневно в Помпеях бывает столько туристов, что их количество вдвое превышает число некогда живших тут граждан. И все-таки Помпеи манят и интригуют. Притягательность этого места пытались объяснить по-разному. В 1910 году историк Павел Муратов сказал очень емко: этот город «свидетельствует о могущественном желании прикоснуться к античному, которое скрывается где-то в душе современного человека». Пробудить в душе тягу к античности теперь можно не выезжая в Италию: в новом зале ГИМа воссоздадут помпеянскую улицу.

Вообще для русской культуры Помпеи – невероятно важное место. Здесь рождалось наше отношение к классике. Художники наполняли руины своими фантазиями. Лучше всех это получи- лось у Карла Брюллова. Речь, конечно, о знаменитом полотне «Последний день Помпеи». На картине, как помним, показан момент гибели города со стороны нынешней Улицы Гробниц. На заднем плане огнедышит вулкан Везувий.

Удивительно, почему в Помпеях не начали раскопки сразу после того, как Везувий утих. Ведь уже в Древнем Риме знали, сколько добра было погребено под пеплом Везувия. Есть, например, воспоминания Плиния Младшего, который опи- сывает трагедию чуть ли не по минутам (на то у автора есть повод – рядом с вулканом погиб его дядя, историк Плиний Старший). Вот небольшая выдержка из его письма. Время действия – 62 год н.э., август. «Наступила темнота, но не такая, как в безлунную или облачную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин: одни звали родителей, другие детей, третьи жен или мужей, силясь распознать их по голо- сам. Чуть-чуть посветлело; нам показалось, однако, что это не рассвет, а приближающийся огонь. Огонь остановился вдали, вновь наступила темнота, пепел посыпался частым тяжелым дождем. Мы все время вставали и стряхивали его, иначе нас покрыло бы им и раздавило под его тяжестью. Те, кто при- сел отдохнуть, встать уже не могли». И так было далеко не в эпицентре катаклизма. Для древних римлян Помпеи навсегда остались местом трагедии.

В археологическую и туристическую Мекку неаполитанский пригород превратился только к XIX веку. Открытый город стал живым комментарием к истории. Каждый дом получил свое название – вплоть до того, что определили занятие каждого жителя (Дом пекаря, Дом хирурга). И, естественно, самое популярное здание в нынешнем музейном комплексе – Лупанарий (попросту бордель) с порнографическими фресками. Вся «начинка» Помпей давно хранится в Археологическом музее Неаполя.

Понятно, что нам привезли лишь одну тысячную того собрания из Неаполя – отобрали вещи из запасников. Основной интерес представляют, конечно, фрески. Ведь мы знаем только античные мраморные статуи, а живопись почти неизвестна. Здесь же ее хоть отбавляй: и сцены с богами, и бытовые зарисовки, и пейзажи, и даже натюрморты. Наши декораторы обыграли несколько изображений. Так, рядом с портретом атлета лежат спортивные стригили (скребки для тела) и флаконы для благовоний; около образа девушки – золотые серьги и кольца.

Что касается драгоценностей – за них в буквальном смысле отдавали жизнь. Например, рядом с телами двух женщин и муж- чины обнаружен золотой клад (он будет в Москве). Большинство жителей Помпей погибли из-за жадности – слишком долго паковали добро и не верили в серьезность происходящего.

Фото 1: Благодаря отлично с охранившимся фрескам мы можем получить представление о римской настенной живописи.
Фото 2: Помпеянские художники рисовали все, от плоских орнаментов до фантастических пейзажей и натюрмортов.